Эта общественная организация появилась в России только в декабре прошлого года, и в настоящее время объединяет несколько десятков компаний, специализирующихся на организации круизов как в нашей стране, так и за рубежом. Как показала практика работы в новых экономических условиях, в сфере туризма одним из наиболее устойчивых оказался как раз сегмент круизов. И вовсе не случайно ассоциацию возглавил Шавкат Кары-Ниязов, являющийся президентом петербургского ООО УК «Морской фасад».
— Не могли бы вы в целом обрисовать перспективы круизного бизнеса в России?
— По мнению большинства экспертов, круизный бизнес будет развиваться наиболее динамично. Что и подтверждают показатели 2009 года. В Балтийском регионе в настоящее время наблюдается рост, и в прошлом году в Петербург круизных туристов прибыло уже на 12 % больше, чем в 2008‑м. В стране разработана концепция развития внутреннего водного транспорта, одобренная распоряжением правительства РФ, есть аналогичные проекты и на региональном уровне. В Петербурге, например, принята программа развития водного транспорта, есть соответствующий городской закон. Существуют и вполне реальные планы организации разветвленной сети речных пассажирских перевозок. Поэтому перспективы направления огромны: это действительно непочатый край работы.
— Для развития данного сектора туристического бизнеса нужна развитая во всех отношениях инфраструктура. Как обстоят дела с ней?
— Пока, к сожалению, особенно похвастать нечем. Но огромным шагом вперед можно считать появление в Петербурге единственного в России специализированного морского пассажирского порта. Хотя он еще строится, и в 2009 году прошла только первая навигация, уже в 2011-м порт начнет работать в полную силу. Это означает, что только через него ежедневно смогут прибывать в город до 12 тыс. круизных пассажиров. Его общая пропускная способность — 1,5 млн человек в год. Кроме того, на Черноморском побережье юга России в Сочи к 2014 году планируют построить Международный центр морских пассажирских и круизных перевозок, который также будет обслуживать современные круизные и паромные суда. В остальных регионах реализации столь мощных и масштабных проектов пока не ожидается, хотя перспективы развития круизов велики, к примеру, и на Дальнем Востоке, и в Калининграде.
— Наверняка есть и проблемы…
— Их немало. Внутри страны это общая неразвитость инфраструктуры обслуживания пассажиров и судов, очень старый круизный флот, законодательные трудности. А также то, что внутренние водные пути РФ закрыты для прохода судов под флагом иностранного государства. Их поэтапное открытие является одним из направлений политики России и, когда этот вопрос будет решен, у нас появится прецедент для предложения иностранцам принципиально нового туристского продукта.
— Каковы основная цель создания ассоциации участников круизного рынка и ее главные задачи на перспективу?
— Мы объединились для решения общих проблем. Ведь первая же навигация, которую провел «Морской фасад», показала, что существует целый ряд вопросов, которые необходимо обсуждать и решать совместно. Это и взаимодействие участников круизного рынка, и работа с государственными органами, с внешними партнерами. А главные задачи — продвижение турпродуктов российского круизного рынка, выработка стандартов качества оказания услуг и прозрачных правил игры, которых должны придерживаться все участники ассоциации. Кроме того, ассоциация призвана объединить усилия ее членов для решения задач по эффективному использованию потенциала организаций круизного туризма и содействовать развитию взаимовыгодного сотрудничества с деловыми партнерами.
— Что она будет представлять собой с точки зрения организации?
— В нашем уставе записано, что ассоциация основана на добровольном членстве и является самоуправляемой некоммерческой организацией, созданной по инициативе юридических лиц. Если у какой-либо профильной организации появляется желание вступить в нашу ассоциацию, она вполне может его реализовать. Мы открыты для сотрудничества и диалога со всеми заинтересованными сторонами.
— Какую роль может сыграть в ней Петербург и, в частности, такой проект как «Морской фасад»?
— Основой проекта «Морской фасад» был и остается морской пассажирский порт, который строится на вновь образуемой территории. Сам по себе он активный участник круизного рынка, который призван обслуживать туристов, прибывающих на лайнерах в Петербург. За первый сезон работы через наш порт прошло порядка 50 % круизных пассажиров (около 245 тыс. иностранных туристов). На июль пришелся пик пассажиропотока (72,4 тыс. пассажира), а 30 июля, к примеру, только за один день «Морской фасад» принял свыше 6,2 тыс. туристов. Он признан лучшим транзитным портом года в мире в ежегодной премии Seatrade Insider Cruise Awards 2009. Его сотрудники знают ситуацию изнутри, так как тесно общаются с представителями круизных линий, туроператоров, других компаний, задействованными в этом бизнесе. Неслучайно «Морской фасад» и являлся одним из инициаторов создания ассоциации, поскольку у нас есть понимание того, что ряд проблем можно решить только совместными усилиями. А роль Петербурга без всякого преувеличения можно назвать главной: сейчас это основные круизные ворота страны.
— Какие мероприятия планирует провести ассоциация в ближайшее время?
— В первую очередь необходимо завершить юридические формальности по ее созданию. Ближайшее мероприятие — проведение заседания правления, на котором будет обсужден и принят план работы и на сезон, и на перспективу.
Помимо тех вопросов, которые уже обсуждались, безусловно, мы запланируем действия, направленные на инициирование изменения законодательства с целью освобождения иностранных туристов от практики получения и заполнения миграционных карт. Как подтверждают специалисты, в том числе и из таких государственных органов как Минтранс, ФСБ, Росграница, необходимости в этом у круизных пассажиров нет. Однако пограничники все равно вынуждены их требовать в соответствии с имеющимся законодательством. Вместе с тем процесс его изменения, даже при всеобщей поддержке, — процесс не быстрый и требующий постоянного сопровождения. Это и есть одна из первостепенных задач для ассоциации, а ее успешное решение в интересах всех участников рынка. |