Более 20 листов архитектурной графики из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, представленных на выставке, позволяют проследить творческий путь зодчего: от первых поисков архитектурных образов, отражавших социальные грезы новых властей, через период увлечения идеями конструктивизма, до поворота в сторону «освоения классического наследия».
Давид Бурышкин.
Автопортрет
Давид Петрович Бурышкин, к 120-летию которого (родился 7 мая 1890 года в Одессе) приурочено открытие выставки, — выпускник Одесского художественного училища (1910) и Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств (1916). Ученик Леонтия Бенуа, работал в качестве помощника вместе с Владимиром Щуко и Иваном Фоминым, также заметно повлиявшими на развитие архитектуры Ленинграда в первой половине прошлого века.
Самостоятельную архитектурную деятельность Давид Бурышкин начал в 1920-х. Работал в Архитектурной мастерской Совета по урегулированию плана Петрограда (1920–1923). Работы этого периода — проекты комплекса первых районных терм на Ватном острове (1920), Дворца Труда (1923), Дома культуры Московско-Нарвского района (1925), Выборгского Дворца культуры (1926) — внесли значительный вклад в развитие новаторских тенденций отечественной архитектуры.
В 1925–1929 годах, в период работы в Архитектурном бюро ленинградского Бюро Стройкома Откомхоза, Д. Бурышкин применил свой архитектурный талант в сфере жилищного строительства. Им были, в частности, разработаны проекты нескольких крупных жилищных массивов на улице Ткачей (1926–1927, совместно с Л. М. Тверским), на острове Декабристов (1931–1932, совместно с группой архитекторов, не осуществлен). Этот новый тип массовой городской застройки предполагал проектирование жилых кварталов, включающих в себя комплексы бытового обслуживания, зоны отдыха и занятий спортом, то есть был прообразом последующего массового строительства. Неосуществленный проект центра на острове Декабристов стал наиболее значительной работой архитектора, созданной в русле конструктивизма.
С 1934-го по 1938 год архитектор работал в тресте Ленпроект — крупнейшей проектной организации Ленинграда. В этот период он стал одним из ведущих зодчих города, работающих в русле нового архитектурного направления — модернизированной классики. В числе лучших работ, выполненных в этом стиле, здание типографии газеты «Правда» (1935) на Херсонской улице, 12, подвергнутое недавно разрушению, и застройка Заневской площади, созданная под влиянием архитектурного шедевра Петера Беренса — здания германского посольства на Исаакиевской площади. К числу заметных работ этого направления можно также отнести нереализованный проект Дома Советов Выборгского района.
В годы Великой Отечественной войны Давид Бурышкин работал на Урале, затем принимал участие в восстановлении зданий в Ленинграде и Ленинградской области. Последней крупной работой архитектора стало возведение здания Военно-морского госпиталя на Старо-Петергофском проспекте, 2–4.
На выставке в Петропавловской крепости представлены работы архитектора разных лет, в том числе проекты железнодорожных вокзалов в Гатчине и Луге (выполнены в 1944 году). Дополняют экспозицию фотографии, документы и личные вещи архитектора.
Более полное представление о творчестве Давида Бурышкина и о его вкладе в формирование архитектурного облика Ленинграда 1920–1950 гг. поможет составить специальная мультимедийная программа, объединившая не вошедшие в состав экспозиции проекты Бурышкина; исторические и современные фотографии зданий, сооруженных по проектам зодчего. Включенная в программу карта Петербурга с отмеченными на ней постройками по проектам Давида Бурышкина позволяет оценить масштаб деятельности архитектора в городе на Неве.
Выставка в Петропавловской крепости продолжит свою работу до 10 июня.