Выступая на одном из совещаний в Петрозаводске, министр регионального развития России Виктор Басаргин заявил, что «запланированная до 2020 года модернизация ЖКХ должна уже в ближайшие несколько лет принести результаты, которые почувствует население». Итоги былых оргмероприятий жители ряда регионов почувствовали в полной мере. Да так, что их чувства (вместе с квитанциями за услуги ЖКХ) пришлось поверять на уровне премьера страны.
Ударим разгильдяйством по бездорожью
Увы, но российское ЖКХ во многом напоминает птицу Феникс. Или нашу промышленность, которая что бы ни делала, но хорошо у нее получается только оружие. Какие бы меры не предпринимали на разных уровнях власти и управления, жильцам от этого лучше почему-то не становится. Что же предлагают новенького?
По словам В. Басаргина, принципиальное отличие новой концепции от предыдущих заключается в том, что впервые применен комплексный подход. «В течение 10 лет мы латали дыры. Теперь реформировать ЖКХ станем в комплексе, учитывая управленческий, технический, технологический и финансовый аспекты», — пояснил министр. И ставку предполагается сделать на принципы частно-государственного партнерства: прямое бюджетное финансирование останется исключительно для экологических и социально значимых проектов.
При этом чиновник подчеркивает, что бюджетные деньги будут работать так же эффективно, как и частные инвестиции. Для этого предполагается организовать систему жесткого мониторинга выполнения проектов и расходования выделяемых средств. В муниципальных образованиях будет создана единая база информационных ресурсов, которая позволит местным властям четко анализировать, какой объем ресурсов им необходим для бесперебойной работы систем жизнеобеспечения.
С неба на землю
Однако планы — планами, а что имеем в реальности? Спросите любого, кто не живет в особо охраняемых домашних «резервациях»: как правило, получите ответ, что не изменилось ничего. Или стало еще хуже.
В 1993 году в России был принят закон «Об основах федеральной жилищной политики». Его главные задачи — развитие в ЖКХ рыночных отношений, повышение эффективности бюджетных расходов и регулирование ЖКХ для обеспечения его работоспособности. Если взять Петербург, то более-менее реализуют только третью. Первые две если и воплощаются в жизнь, то очень уж однобоко — за счет жильцов, которым систематически повышают плату за услуги, вводя все новые и новые.
Но и это не все. В связи с возможностью получать большие бюджетные деньги в случае регистрации ТСЖ, по всей стране прокатилась волна создания липовых товариществ. Их организаторы, получив положенные средства, тут же смывались, а новоиспеченные ТСЖ оказывались один на один с монополистами. В результате жильцы не раз становились заложниками тех «дыр» в законах, которыми ловкачи умело и успешно пользуются.
Как это ни печально, но пока большинству петербуржцев рассчитывать на какие-либо заметные улучшения в работе ЖХК приходится вряд ли. Ведь даже сами его руководители не скрывают, что сейчас система построена таким образом, что за нерадивого соседа, льющего без конца воду или не желающего убирать мусор, все равно кто-то будет платить.
И именно добропорядочный плательщик, похоже, снова будет платить за реализацию очередной концепции реформирования ЖКХ. Ведь тем, кто «наверху» делит деньги, а «внизу» их осваивает, хочется жить значительно лучше, чем в обычной петербургской коммуналке… |