Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

В море без страха - ЭиВ N 16 (778)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Страхование
В море без страха
No. 16 (778) 13.05.2010
Наталия Кудряшова
Водные просторы — оживленный мир коммерции, спорта и активного отдыха. Наряду с крупными судоходными компаниями на водных просторах действует много судов маломерного флота. Появляются новые опасности и риски. При этом под страховой защитой оказываются далеко не все суда. Рынок морского страхования готов предложить разнообразные услуги. Но ситуация в морской индустрии может внести свои коррективы
Вмарте этого года в Москве состоялось учредительное собрание Союза морских страховщиков. В заседании принимали участие полномочные представители (руководители профильных подразделений) 8 страховых компаний-учредителей. Президентом Союза морских страховщиков избран начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев ОСАО «Ингосстрах» Сергей Трубицын. Союзу предстоит, в первую очередь, решить задачи по совершенствованию морского страхования.

«Активная законотворческая деятельность в России, затрагивающая сферу морского страхования, не всегда учитывает интересы страховщиков и страхователей, международный опыт и стандарты, выработанные профессиональные принципы, — отмечает Сергей Трубицын.


Морское «плечо»

По словам Максима Шимченко, начальника Управления по страхованию морских рисков Северо-Западной дирекции РОСНО, рынок страхования маломерного водного транспорта, особенно среди физических лиц, находится в ранней стадии развития. Во-первых, количество маломерных судов на душу населения не столь велико. Во-вторых, уровень страховой культуры у потенциальных клиентов, владеющих маломерными судами, не очень высокий. О страховании своей яхты ее владелец предпочитает пока не думать, как всегда полагаясь на «авось».

Наиболее распространенные страховые случаи для маломерных судов — это пожар (в основном для катеров и гидроциклов), столкновение с другими судами, повреждение причалов при швартовке судна, посадка на мель, затопление или опрокидывание судна. Частой причиной повреждения корпуса, стационарных и подвесных моторов служат затопленные или плавающие в воде предметы, стволы деревьев и сбрасываемый в воду мусор.

Как считает Павел Евстратов, директор Центра страхования транспортных рисков компании «РОСНО», в настоящее время отечественный рынок морского страхования набрал силу. Зачастую речь идет о страховании не только морской перевозки, но перевозки в смешанном сообщении, когда к морскому «плечу» добавляется наземный транспорт.


Морской «глаз»

Если страхование коммерческого транспорта находится на среднем мировом уровне, то ситуация с малыми судами отличается. Сергей Тимошков, гендиректор Международного балтийского парусного центра, считает, что серьезная проблема — первоначальная оценка страховой стоимости. Довольно легко оценить страховые риски и стоимость судна, если яхте до 10 лет. Как оценить яхту, если ей 40–45 лет? То ли это ретро, раритет, то ли — рухлядь. В России сегодня рынка оценки яхт не существует. Это серьезный сдерживающий фактор для развития страхования малых судов. Процедура оценки дорогостоящая. Если страховая стоимость определяется только по заявлению владельца судна — увеличивается риск мошенничества.

По мнению Сергея Тимошкова, преодолеть проблему нужно введением обязательного страхования. Один из парадоксов российского законодательства в том, что яхты — недвижимое имущество. Проблема и в вопросе определения ущерба и необходимости ремонта. Нет механизма выявления виновного на воде. Если что-то произошло с малым судном на внутренних водных путях вне глубоководной системы, то никто не обязан расследовать аварию. Рассмотрение дела через суд проходит долго.

Для морских вод Кодекс торгового мореплавания предполагает расследование аварий капитанами морских портов, однако практики применения этих положений к малым судам нет.

Независимую и качественную оценку судна, ущерба и страховых рисков могут обеспечить сюрвейерские компании — организации, оценивающие имущество, принимаемое на страхование и отвечающие своим именем. Снижение страховых рисков может дать система берегового менеджмента. Сегодня то не является обязательным. Но многие владельцы дорогих яхт понимают необходимость этого: на береговых менеджеров большой спрос.

Как отмечает Сергей Тимошков, необходима помощь в развитии рынка независимых сюрвейеров для малых судов. К независимому сюрвейеру может обратиться как владелец судна для досудебного разбирательства, так и страховая компания. Важно, чтобы существовала методика определения рисков. Пока же самая лучшая оценка риска — опытный морской глаз.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Согласно отраслевой схеме развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга, к 2015 году должно появиться более 100 яхтенных стоянок, баз стоянки и обслуживания маломерных судов и гребных баз. Сейчас в городе насчитывается 50 тысяч маломерных судов, в Ленинградской области еще 60 тысяч. В Отраслевой схеме развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга значится, что государственные границы Эстонии и Финляндии морем ежегодно пересекает до 20 тысяч яхт. Петербург в 2009 году посетило 509 малых судов. Отраслевая схема предусматривает увеличение количества прибывающих яхт до 10 тысяч.

В настоящее время в Петербурге насчитывается 48 объектов базирования и обслуживания маломерного флота. На данных объектах можно разместить свыше 4,7 тысяч маломерных судов на береговой территории, около 5 тысяч единиц на прилегающей акватории. После реконструкции объектов базирования и обслуживания маломерного флота количество принимаемых судов может увеличиться на 700 единиц.

В Петербурге в 2009 году были привлечены к административной ответственности 936 судовладельцев. Прогулочные катера очень часто не соответствуют противопожарным нормам. На воде проводятся фейерверки, разжигается огонь. Кроме того, далеко не все суда имеют надежную радиосвязь, а пластиковые кресла зачастую не закреплены.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Страхование
02.04.12Два названия сольются в одно
В апреле стартует ребрендинг компаний Allianz в России, который явится завершающим этапом интеграции трех страховых компаний, вошедших в ее состав. Одной из самых заметных акций ребрендинга станет приведение офисов трех компаний к единому корпоративному стилю. Предстоит и масштабная работа по повышению уровня внутренних бизнес-процессов и качества обслуживания клиентов
02.04.12Как убежать от риска
В реестре по России в целом на конец 2011 года было зарегистрировано 572 страховых компании, и, по оценкам Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), одна треть из них потенциально находится в зоне риска. Дальнейшая судьба этих компаний находится под пристальным вниманием ФСФР. В то же время общее положение на страховом рынке России нельзя назвать критическим
06.02.12На рынок ищут управу
Страховые компании могут оказаться в 2012 году на пороге громких скандалов. Чтобы предотвратить банкротства
и сделать рынок прозрачным, государство предлагает жесткие решения
06.04.09Грузы без ответственности
Стоимость груза нередко во много раз превышает сумму собственных средств транспортных и экспедиторских фирм. О том, как минимизировать свои риски, связанные с транспортировкой грузов, рассказал руководитель Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Павел Муретов
09.03.09В поиске добровольцев
Страховщики ДМС вспомнили про индивидуалов и собственные медицинские центры
02.03.09Кризисные расчеты: страховка или кредит?
По расчетам страховщиков, даже за 20 лет любое предприятие истратит на страхование своего имущества меньше, чем ему обошлись бы платежи по одному-единственному кредиту, взятому для ликвидации последствий форс-мажорного случая
16.02.09ОСАГО готовится к 1 марта
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru