— Сейчас ситуация такова, что во многих компаниях, работающих в судостроении, есть необходимость уменьшения количества персонала, — считает он. — С учетом того, что нам нужно активно внедрять современные технологии, жестко конкурировать с зарубежными производителями аналогичной продукции, величина таких сокращений может доходить до 30–50 % от существующей численности работников. Но делать это нужно очень аккуратно и можно только тогда, когда будет совершенно ясно, куда деть этот избыточный персонал.
Владимир Александров полагает, что путей решения проблемы может быть несколько. Один — значительное расширение объемов производства, который позволит занять имеющихся работников, постепенно снижая трудозатраты на единицу продукции.
Другой — пошаговое выведение «лишних» людей по объективным причинам (возрасту и т. д.).
Третий — подготовка специальных программ, позволяющих трудоустроить высвобожденных работников в других отраслях экономики (или даже других, больше нуждающихся в рабочих руках регионах страны).
— В данном случае речь идет о судьбах тысяч людей, и поэтому нужно принимать только очень обоснованные и взвешенные решения, — уверен руководитель крупного петербургского судостроительного предприятия. — Чтобы не получилось так, что мы значительно усовершенствуем технологии и повысим эффективность труда за счет выброшенных на улицу сотрудников. Однако думать в этом направлении нужно, и времени на такие раздумья не так уж и много.
Как отмечает эксперт, подобная работа уже ведется. Он считает, что постепенный переход российских судоверфей на работу по международным стандартам эффективности труда вполне возможен, но для этого понадобится время. Сколько?
«По моим оценкам, в период до 2017 года наше предприятие вполне сможет адаптироваться к новым экономическим вызовам, — констатирует Владимир Александров. — во всяком случае, мы для этого готовы все от нас зависящее сделать…» |