Как считает вице-президент РСТ Сергей Корнеев, такие крупные деловые события, как Саммит G8 и Международный экономический форум, создали серьезные предпосылки для развития конгрессного туризма в Петербурге. «Мы начали позже других европейских городов, поэтому наша инфраструктура деловых встреч должна стать самой новой и технологичной. Кроме того, северная столица России окружена целым ожерельем исторических городов, которые представляют дополнительные возможности для организации крупных конгрессов», — полагает он.
Сколько это стоит
Конгрессный туризм — одно из направлений делового, среди профессионалов характеризуемого термином MICE. Аналитики обещают, что к 2020 году число деловых поездок возрастет в мире до 1,6 млрд в год, а доходность достигнет цифры в $ 2 трлн. На долю конгрессного туризма приходится примерно 12 % от всех поездок с деловыми целями, и она постоянно увеличивается.
Характерный пример успешной работы в этом направлении показывает Испания, которая контролирует около 6 % мирового рынка: в этой стране ежегодно организуют свыше 2,5 тыс. международных съездов и конгрессов, две трети из которых проходит весной и осенью — во время «низкого» сезона. Объем рынка конгрессного туризма Северной столицы имеет самые разные оценки (от $ 10 до $ 25 млн), что объясняется как отсутствием достоверных данных, так и некоторой путаницей при отнесении тех или иных мероприятий к данной сфере. Вместе с тем подсчитано, что каждый день работы по-европейски организованного международного съезда с числом участников в тысячу человек стоит примерно $ 300 тысяч.
Петербургский акцент
Что необходимо для проведения форумов? Многое. Отели и рестораны. Залы заседаний и комнаты переговоров. Транспортное обслуживание, экскурсионная программа и масса других сопутствующих услуг (охрана, оборудование для размножения документов, синхронного перевода и т. п.).
И, несмотря на то, что Петербург — вторая столица России, площадок, на которых можно проводить мероприятия с должным качеством, не так уж и много. А полностью отвечающих мировым стандартам («все под одной крышей») — вполовину меньше…
По данным ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга», общий объем конференц-площадей в городе составляет свыше 43 тыс. кв. м (более 80 объектов). Однако свыше трети площадей приходится на небольшие залы (до 50 кв. м), а вот на залы площадью от 1 тыс. кв. м (и соответствующей вместимостью) — только 1 %. Кроме того, на сегмент специализированных объектов приходится только около 9 % площадей (11 % посадочных мест).
Наиболее слабым звеном в цепочке организации международных мероприятий в городе на Неве как раз и признают отсутствие крупного специализированного конгресс-центра мирового уровня. Питер попросту теряет массу выгодных предложений, поскольку не имеет комплекса, способного вместить 2–3 тысячи участников, предоставив им все услуги под одной крышей. Кроме того, он испытывает нехватку мест в комфортабельных гостиницах в пиковый сезон, остается малопривлекателен для корпоративных мероприятий в низкий, а в мировом масштабе мало известен в качестве города безопасного и удобного для деловых встреч.
Вместе с тем развитие конгрессного туризма — одна из стратегических задач правительства Петербурга. Его потенциал оценивают как очень высокий и считают, что спрос на крупные конференц-площади (от тысячи кв. м.) возрастет. В 2008-м, к примеру, состоялось более 40 больших конгрессов и конференций, а количество выставок и ярмарок превысило 100.
Весте с тем, по сведениям Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН), важной характеристикой конгрессного рынка Петербурга является то, что спросом у заказчиков пользуются 3 категории залов. Это конференц-залы, расположенные в бизнес-центрах и гостиницах (площадью от 50 до 200 кв. м.), современные конференц-площадки размером в 300–500 кв. м., а также большие конгресс-залы вместимостью от 1 тыс. человек. Кроме того, этот рынок в северной столице характеризует и ярко выраженная сезонность. Среднегодовая заполняемость конференц-залов составляет всего 20–40 %, однако в «высокий» сезон (май-август) она доходит до 80 %, а в «низкий» нередко опускается до 15 %.
По данным фирм, занятых организацией деловых встреч (в Петербурге насчитывают всего 5 специализированных и около 10 совмещающих эту деятельность предприятий), основными заказчиками конгрессов являются госструктуры, крупные международные и транснациональные компании, а также профессиональные ассоциации (для международных встреч на постоянной основе). Как правило, они предъявляют к месту проведения встреч жесткие требования, которые включают и такие, как близость к аэропорту, объем трафика в городе и расположение потенциального конгресс-центра относительно центра и достопримечательностей.
Конечно, В Петербурге можно проводить конгрессы в престижных Таврическом (5 залов вместимостью до тысячи человек), Юсуповском (4 — до 300 человек), Мраморном (2 зала — до 300) или Шерметевском (1 на 200 человек) дворцах. Можно во дворце Белосельских-Белозерских (4 зала — до 450 человек), Дворце конгрессов (8 — до 180) или даже Петергофе (2 зала вместимостью до 300 человек).
Однако подобные хоромы, хотя и обладают великолепными залами, не могут обеспечить полного спектра необходимых конгрессу услуг и скорее подходят для пленарных заседаний и представительских целей: перед организаторами сразу же встанут проблемы размещения и питания делегатов, их доставки к месту заседаний. Одно слово — дворцы… А вот пусть и не таких пафосных, но современных задов с полной инфраструктурой все еще не хватает.
На перспективу
В ближайшее время в Петербурге намереваются реализовать несколько крупных проектов в сфере конгрессного туризма.
И если это удастся сделать, то к 2020 году площадь его специализированных конференц-объектов составит около 97 тыс. кв. м (на 40 тыс. мест). Причем наиболее выгодным эксперты считают размещение конгрессных площадей в составе многофункциональных комплексов, где основными функциями являются выставочная, гостиничная или офисная.
Ожидается, что крупные конгрессные комплексы появятся в центральной части города, где идет реконструкция целых зон («Новая Голландия», «Апраксин Двор»), в районах, близких к Стрельне («Балтийская Жемчужина»), а также в районе аэропорта. Как считает руководитель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) правительства города Алексей Чичканов, это позволит уже через 2–3 года вывести конгрессные возможности Петербурга на принципиально новый уровень и привлечет в северную столицу людей высокой платежеспособной категории.
Что мешает
Президент Бюро конгрессов Финляндии (FCB) Туула Линдберг, к примеру, уверена, что Петербург вполне способен принимать гораздо больше мероприятий и при имеющейся туристской инфраструктуре, однако ему крайне необходимо создание конгресс-бюро, которое сосредоточило бы всю информацию и координировало усилия заинтересованных сторон в организации таких форумов. Ежегодный бюджет конгрессных бюро Cтокгольма и Гетеборга, к примеру, составляет около 1,2 млн евро, но эти деньги окупаются сторицей.
Увы, но, несмотря на обсуждение необходимости появления аналогичного центра в Петербурге в течение нескольких последних лет, дело дальше не идет. О концепции развития конгрессного туризма, разработанной его правительством, в феврале этого года депутатам Законодательного собрания докладывал начальник отдела конгрессно-выставочной деятельности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей Павлович. И опять речь шла только о перспективе создания Конгрессного бюро, основная функция которого — координация усилий бизнеса и власти в развитии делового туризма.
По данным, полученным консалтинговой компанией Mercer, самым благоприятным в мире городом для делового туризма является Цюрих. Следом за ним идут Женева, Вена, канадский Ванкувер и новозеландский Окленд. Российские города не попали в первые 50 позиций основного рейтинга, и лишь по некоторым критериям они заняли места во второй сотне…
В числе основных проблем петербургского конгрессного туризма названы недостаточно развитая городская инфраструктура, жесткий визовый режим и вопросы транспорта. Летом, в пик проведения всяческих мероприятий, днем по центру города большую группу участников конгресса (а ведь их может быть несколько сот) практически не провезти. Пробки… И специалисты отмечают, что хотя проекты по созданию новых конгресс-центров и усилия городских властей явятся дополнительной возможностью для привлечения в город крупных международных мероприятий, едва ли они решат проблему в целом.
Нужен комплекс мер, который обеспечит не только возможность проведения заседаний, но и свободу передвижения, наличие интересных событий и широкую культурную программу. Важна каждая мелочь: как встретили в аэрорту, зарегистрировали участников, вовремя ли и с каким качеством покормили, и т. д. И как только мы решим эти «мелкие» проблемы, Петербург займет на мировом рынке делового туризма подобающее ему место. |