В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) считают, что уже в середине 2010 года общие объемы грузоперевалки в портах Северо-Западного бассейна могут восстановиться практически во всех регионах за исключением Калининграда, где грузопотоки во многом зависят от железнодорожных тарифов таких стран, как Литва и Россия.
Впрочем, в Федеральном агентстве морского и речного транспорта пришли к выводу, что порт потерял огромные объемы грузов не случайно. Например, химические удобрения переключились в порты Балтии (Клайпеда и Вентспилс) прежде всего потому, что Калининград мелководен и не может принимать крупные суда. Тогда как терминалы стран Балтии в последние годы развивали свою инфраструктуру и занимались дноуглублением. И делали это не только за счет средств государственной поддержки, но и за счет помощи по спецпрограмме ЕС…
В целом грузооборот морских портов России за 2 месяца 2010 года вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 7,9 % до 77,4 млн тонн. В отличие от прошлого года основная прибавка достигнута за счет обработки сухих грузов, а не наливных. Объем перевалки сухих грузов вырос соответственно на 12,1 % к аналогичному периоду 2009‑го, а наливных — всего на 5,6 %. Замедлились темпы роста экспорта (+9,8 %). В том числе: угля (+7,0 %), черных металлов (+13,6 %), минудобрений (+22,8 %) и контейнеров (+37,1 %). Объем импорта, наоборот, увеличился, составив 4,5 млн тонн (+22,9 %). Причем, основной рост достигнут за счет контейнеров (+47,1 %).
Стивидоры Северо-Запада перегрузили на 1,6 % меньше — в основном из‑за сокращения наливных грузов (-4,9 %). При этом перевалка сухих грузов увеличилась на 5,2 %. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос на 13,5 %, Калининграда — на 15,3 %. А вот оборот навалочных портов снизился: Архангельск потерял 3,2 %, Высоцк — 23,9 %, Мурманск — 7,9 %.
Грузооборот российских портов по итогам 2010 года, как сказал зам. министра транспорта РФ Валерий Окулов, вполне вероятно может увеличиться на 30 млн тонн.
|