Практически не заметили кризиса владельцы нефтяных терминалов, грузооборот которых вырос до 147,8 млн тонн (+15,2 %). Резко прибавило в оборотах ООО НТ «Белокаменка», через танкер-накопитель которого было прокачано в 2,2 раза больше сырой нефти.
В ООО «Приморский торговый порт» на 1,2 % больше отправили на экспорт сырой нефти. С учетом общих объемов перекачки наливных грузов через Приморск получается солидная прибавка, которая имеет особую ценность от того, что нефть из порта идет исключительно в Европу. И спрос в данном случае указывает на стабильность европейского направления.
Как нетрудно заметить, никто из нефтеналивных портов в кризис не ощутил потерь. Всем хватило работы. И на этом рынке появился даже даже новый игрок: ООО «БалттрансСервис», который ввел в эксплуатацию перегрузочный комплекс для перевалки нефтепродуктов. Иными словами, инвестиции нефтяников в терминальную инфраструктуру не прекращались и тогда, когда в других сегментах региональной экономики они сворачивались в ожидании лучших времен.
Укрепили свои позиции и ряд крупных портов, в которых стивидорные компании специализируются в первую очередь на навалочных грузах. Среди них можно назвать ОАО «Мурманский МТП», грузооборот которого вырос на 5,5 % за счет роста перевалки угля, минеральных удобрений и генеральных грузов. Улучшили свои показатели ОАО «Ростерминалуголь» (+21,2 %), ЗАО «Кандалакшский МТП» (+10,1 % — опять‑таки грузооборот вырос за счет угля), ООО «Мурманский балкерный терминал» (+19,9 % — перевалка увеличилась благодаря притоку железной руды).
Правда, даже благополучные балкерные терминалы были вынуждены в 2009 году реализовать антикризисные программы, чтобы сократить расходы, сопутствующие грузоперевалке. Эти затраты у стивидоров Северо-Западного бассейна в нынешний кризис заметно выросли вслед за индексацией тарифов на электроэнергию и услуги других естественных моноплий. В ряде портов региона были вынуждены также повысить зарплату персоналу, которая в предыдущие годы оставалась сравнительно невысокой. Между тем, все эти порты находятся в городах, экономика которых сильно пострадала в кризис. Соответственно в них и доля семей, где единственным кормильцем оказались стивидоры, существенно увеличилась.
Однако в целом перевалка сухих грузов в морских портах Северо-Западного бассейна сократилась в 2009 году до 75,5 млн тонн — на 12,9 %.
Больше пострадали морские терминалы, которые ориентировались на высокофрахтовые грузы. Перевалка грузов в контейнерах сократилась на 20,6 %, минеральных удобрений — на 20,7 %, леса — в 2,7 раза, металлолома — в 1,8 раза, рефрижераторных и прочих генгрузов — в 1,5 раза.
Соответственно в первую очередь резко ухудшилась перевалка в Большом порту Санкт-Петербург — на тех терминалах, которые оснащены самым сосременным оборудованием. Однако практически все стивидорные компании вовремя сумели подготовиться к кризису и привести свои расходы к реальным объемам грузоперевалки. При этом они сумели сохранить квалифицированный персонал.
В итоге 2009 год портовики Северо-Западе прошли с минимальными падениями в доходах по сравнению с другими отраслями региональной экономики. Если бы аналогично поступили и на других предприятиях Петербурга, то его бюджет не испытал бы таких тяжелых ударов, которые он получил в кризис.
МНЕНИЯ
Серик Жусупов
исполнительный директор АСОП
— Позитивные тенденции свидетельствуют о том, что самые тяжелые времена для российских стивидоров остались позади. В середине 2010 года при сохранении нынешних тенденций общие объемы грузоперевалки в отечественных портах могут восстановиться практически во всех регионах за исключением Калининграда, где грузопотоки во многом завис ят от железнодорожных тарифов Литвы и России.
Александр Давыденко
руководитель Федерального
агентства морского и речного транспорта
— Морская отрасль — одна из немногих отраслей экономики, которая показала положительную динамику по итогам 2009 года. Главное за счет чего стало такое возможно — прирост по нефтегрузам. При этом в связи с падением промышленного производства и объемов внешней торговли в российских морских портах значительно сократилась перевалка сухих грузов. И больше всего в таком случае падают высокофрахтовые грузопотоки.
Галикеев Назип
начальник СЗТУ
— Сегодня Большой морской порт Санкт-Петербург, несмотря на снижение грузопотоков в кризис, не может дальше развиваться экстенсивно. Необходимо создавать вокруг него тыловые терминалы. Для осуществления переработки грузов в них ы СЗТУ готова открывать дополнительные таможенные посты.