Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Северо-Западная рулетка: кто проиграл... - ЭиВ N 12 (776)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Транспорт
Северо-Западная рулетка: кто проиграл...
No. 12 (776) 19.04.2010
Борис Ушаков
Структурные перемены на рынке грузоперевалки в 2009 году существенно отразились на работе стивидоров Северо-Запада. Одни компании — выиграли от этого, другие — проиграли.
Практически не заметили кризиса владельцы нефтяных терминалов, грузооборот которых вырос до 147,8 млн тонн (+15,2 %). Резко прибавило в оборотах ООО НТ «Белокаменка», через танкер-накопитель которого было прокачано в 2,2 раза больше сырой нефти.

В ООО «Приморский торговый порт» на 1,2 % больше отправили на экспорт сырой нефти. С учетом общих объемов перекачки наливных грузов через Приморск получается солидная прибавка, которая имеет особую ценность от того, что нефть из порта идет исключительно в Европу. И спрос в данном случае указывает на стабильность европейского направления.

Как нетрудно заметить, никто из нефтеналивных портов в кризис не ощутил потерь. Всем хватило работы. И на этом рынке появился даже даже новый игрок: ООО «БалттрансСервис», который ввел в эксплуатацию перегрузочный комплекс для перевалки нефтепродуктов. Иными словами, инвестиции нефтяников в терминальную инфраструктуру не прекращались и тогда, когда в других сегментах региональной экономики они сворачивались в ожидании лучших времен.

Укрепили свои позиции и ряд крупных портов, в которых стивидорные компании специализируются в первую очередь на навалочных грузах. Среди них можно назвать ОАО «Мурманский МТП», грузооборот которого вырос на 5,5 % за счет роста перевалки угля, минеральных удобрений и генеральных грузов. Улучшили свои показатели ОАО «Ростерминалуголь» (+21,2 %), ЗАО «Кандалакшский МТП» (+10,1 % — опять‑таки грузооборот вырос за счет угля), ООО «Мурманский балкерный терминал» (+19,9 % — перевалка увеличилась благодаря притоку железной руды).

Правда, даже благополучные балкерные терминалы были вынуждены в 2009 году реализовать антикризисные программы, чтобы сократить расходы, сопутствующие грузоперевалке. Эти затраты у стивидоров Северо-Западного бассейна в нынешний кризис заметно выросли вслед за индексацией тарифов на электроэнергию и услуги других естественных моноплий. В ряде портов региона были вынуждены также повысить зарплату персоналу, которая в предыдущие годы оставалась сравнительно невысокой. Между тем, все эти порты находятся в городах, экономика которых сильно пострадала в кризис. Соответственно в них и доля семей, где единственным кормильцем оказались стивидоры, существенно увеличилась.

Однако в целом перевалка сухих грузов в морских портах Северо-Западного бассейна сократилась в 2009 году до 75,5 млн тонн — на 12,9 %.

Больше пострадали морские терминалы, которые ориентировались на высокофрахтовые грузы. Перевалка грузов в контейнерах сократилась на 20,6 %, минеральных удобрений — на 20,7 %, леса — в 2,7 раза, металлолома — в 1,8 раза, рефрижераторных и прочих генгрузов — в 1,5 раза.
Соответственно в первую очередь резко ухудшилась перевалка в Большом порту Санкт-Петербург — на тех терминалах, которые оснащены самым сосременным оборудованием. Однако практически все стивидорные компании вовремя сумели подготовиться к кризису и привести свои расходы к реальным объемам грузоперевалки. При этом они сумели сохранить квалифицированный персонал.

В итоге 2009 год портовики Северо-Западе прошли с минимальными падениями в доходах по сравнению с другими отраслями региональной экономики. Если бы аналогично поступили и на других предприятиях Петербурга, то его бюджет не испытал бы таких тяжелых ударов, которые он получил в кризис.


МНЕНИЯ

Серик Жусупов
исполнительный директор АСОП

— Позитивные тенденции свидетельствуют о том, что самые тяжелые времена для российских стивидоров остались позади. В середине 2010 года при сохранении нынешних тенденций общие объемы грузоперевалки в отечественных портах могут восстановиться практически во всех регионах за исключением Калининграда, где грузопотоки во многом завис ят от железнодорожных тарифов Литвы и России.

Александр Давыденко
руководитель Федерального
агентства морского и речного транспорта

— Морская отрасль — одна из немногих отраслей экономики, которая показала положительную динамику по итогам 2009 года. Главное за счет чего стало такое возможно — прирост по нефтегрузам. При этом в связи с падением промышленного производства и объемов внешней торговли в российских морских портах значительно сократилась перевалка сухих грузов. И больше всего в таком случае падают высокофрахтовые грузопотоки.

Галикеев Назип
начальник СЗТУ

— Сегодня Большой морской порт Санкт-Петербург, несмотря на снижение грузопотоков в кризис, не может дальше развиваться экстенсивно. Необходимо создавать вокруг него тыловые терминалы. Для осуществления переработки грузов в них ы СЗТУ готова открывать дополнительные таможенные посты.

Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Транспорт
02.03.09В Пулково ждут лета
02.03.09Приграничный пасьянс
02.03.09Когда кондуктор нажал на тормоза
Кризис затормозил грузоперевозки не только
на Северо-Западе, но и
по всей России. Пауза дает уникальную возможность укрепить транспортную инфраструктуру.
А что будет на практике?
20.09.10Сухая добавка в оборот
За 7 месяцев морские терминалы РФ, по данным АСОП, переработали 305,2 млн т грузов. Максимальных темпов прироста перевалки стивидоры достигли в I квартале 2010 года (+11 % соответственно). А дальше шло пусть и неравномерное, но все-таки торможение
20.09.10Российские порты — рай для контролеров
Генеральный секретарь международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам» (КСТП) Геннадий Бессонов считает, что система организации сервиса для судовладельцев далека от совершенства. Это приводит к дополнительным простоям флота и росту издержек для участников внешнеторговой деятельности:
20.09.10Вологда на берегах Невы
В Петербурге с 16 по 18 сентября прошли дни Вологодской области. Петербуржцы познакомились с экономическим, научным, культурным и туристическим потенциалом области, которая является стратегическим партнером Северной столицы
20.09.10Ударим по бездорожью новым СРО
Надо ли автоперевозчикам самоорганизовываться? Этот вопрос обсуждался на одном из круглых столов III Международной конференции «Санкт-Петербург — морская столица России. Транспортно-транзитный потенциал»
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru