Начнем с того, как сообщил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов уточнил, что рост портовиками был достигнут в первую очередь за счет обработки наливных грузов (298,0 млн тонн, +13,4 % к 2008‑му). Однако при этом стивидорам удалось не допустить падения перевалки и сухих грузов. Была достигнута и по этой номенклатуре положительная динамика: 198,4 млн тонн, что на 3,4 % больше, чем в 2008‑м.
Рост по сухим грузам был достигнут благодаря тому, что портовики сумели вовремя реализовать антикризисные меры, не допустили резких сокращений персонала и сохранили свой потенциал в самый тяжелый период. В результате гибкая политика позволила отечественным портовикам перехватить часть потоков, которые ранее следовали по другим маршрутам.
В частности, доля перевалки сухих грузов в портах стран Балтии и Украины сократилась с 27,07 % в 2008 году до 22,84 % в 2009‑м. При этом больше всего падение отмечалось на украинском направлении. Соответственно российским стивидорам за счет этого удалось прибавить в оборотах. На отечественные терминалы были переключены значительные потоки металлов, угля и руды. И своеобразными рекордсменами в этом плане стали два порта Северо-Запада — Мурманск и Усть-Луга.
Переориентация спроса
Другая причина — это переориентация с внутреннего рынка на экспорт некоторых отраслей промышленности РФ. В первую очередь, тех, что опять‑таки связаны с той же номенклатурой грузов: металл, уголь и руда. Именно они привели к тому, что объемы перевалки экспорта в 2009 году в морских портах увеличились на 16,2 % по сравнению с 2008‑м, что в общем‑то не удивительно.
Во II половине 2009‑го в ряде стран мира крупные предприятия пополняли склады, запасы на которых во время экономического кризиса резко сократились, — в расчете на коррекцию спроса в начале 2010 года, которая и наблюдалась в I квартале. Действительно: суммарная доля экспортных грузов в 2009 году действительно возросла до 77,6 % (+2 % к 2008‑му).
Структурная перестройка
В целом кризис вызвал глубокую структурную перестройку в российских внешнеторговых грузопотоках. Если раньше они во многом ориентировались на рынки США и Европы, то в 2009 году — заметно переключились на азиатские рынки. В частности, больше всего угля было отправлено морским транспортом в Китай, Японию, Турцию и Южную Корею. В целом поставки угля страны Азиатско-Тихоокеанского региона увеличились на 34 %..
Основную долю черных металлов производители также отправили в государства АТР: Иран, Китай, Вьетнам и Таиланд. В целом на этих маршрутах поставки, в частности, металлов выросли в 2,6 раза. В первую очередь — за счет Китая.
Дело в том, что в КНР в кризис постарались создать запасы подешевевшего на мировом рынке стратегического сырья. И даже стали в него переводить часть своих золотовалютных резервов. Металлы и руда попали в этот список. И их активно закупали.
В то время, когда российская экономика опускалась на дно, было зафиксировано резкое сокращение объемов перевалки импорта — до 27,1 млн тонн (–35,2 %), прежде всего за счет падения грузопотоков в контейнерах (–34,0 %), тарно-штучных (в 2,6 раза), рефрижераторных (–25,1 %) и прочих генеральных грузов (в 1,8 раза). Сократился также и транзит — правда, незначительно: всего на 6,3 % (в основном за счет зерна, черных и цветных металлов). При этом по целому ряду тех же самых позиций выросли грузопотоки в каботажных перевозках.
Выводы
Подводя итоги анализу, можно сделать вывод: успехи, достигнутые в российских морских портах в 2009 году, оказались всего лишь отражением общей коррекции спроса и предложения. Тем не менее, в АСОП считают, то самые тяжелые времена для российских стивидоров все‑таки остались позади.