Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Крутые повороты стивидоров - ЭиВ N 12 (776)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Транспорт
Крутые повороты стивидоров
No. 12 (776) 19.04.2010
Андрей Лазарев
Российские морские порты в 2009 году переработали 496,4 млн тонн, что, как сообщили на XXIII конференции Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на 9,2 % больше, чем 2008‑м. Означает ли это, что российская экономика выходит из рецессии?
Начнем с того, как сообщил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов уточнил, что рост портовиками был достигнут в первую очередь за счет обработки наливных грузов (298,0 млн тонн, +13,4 % к 2008‑му). Однако при этом стивидорам удалось не допустить падения перевалки и сухих грузов. Была достигнута и по этой номенклатуре положительная динамика: 198,4 млн тонн, что на 3,4 % больше, чем в 2008‑м.

Рост по сухим грузам был достигнут благодаря тому, что портовики сумели вовремя реализовать антикризисные меры, не допустили резких сокращений персонала и сохранили свой потенциал в самый тяжелый период. В результате гибкая политика позволила отечественным портовикам перехватить часть потоков, которые ранее следовали по другим маршрутам.

В частности, доля перевалки сухих грузов в портах стран Балтии и Украины сократилась с 27,07 % в 2008 году до 22,84 % в 2009‑м. При этом больше всего падение отмечалось на украинском направлении. Соответственно российским стивидорам за счет этого удалось прибавить в оборотах. На отечественные терминалы были переключены значительные потоки металлов, угля и руды. И своеобразными рекордсменами в этом плане стали два порта Северо-Запада — Мурманск и Усть-Луга.

Переориентация спроса

Другая причина — это переориентация с внутреннего рынка на экспорт некоторых отраслей промышленности РФ. В первую очередь, тех, что опять‑таки связаны с той же номенклатурой грузов: металл, уголь и руда. Именно они привели к тому, что объемы перевалки экспорта в 2009 году в морских портах увеличились на 16,2 % по сравнению с 2008‑м, что в общем‑то не удивительно.

Во II половине 2009‑го в ряде стран мира крупные предприятия пополняли склады, запасы на которых во время экономического кризиса резко сократились, — в расчете на коррекцию спроса в начале 2010 года, которая и наблюдалась в I квартале. Действительно: суммарная доля экспортных грузов в 2009 году действительно возросла до 77,6 % (+2 % к 2008‑му).

Структурная перестройка

В целом кризис вызвал глубокую структурную перестройку в российских внешнеторговых грузопотоках. Если раньше они во многом ориентировались на рынки США и Европы, то в 2009 году — заметно переключились на азиатские рынки. В частности, больше всего угля было отправлено морским транспортом в Китай, Японию, Турцию и Южную Корею. В целом поставки угля страны Азиатско-Тихоокеанского региона увеличились на 34 %..

Основную долю черных металлов производители также отправили в государства АТР: Иран, Китай, Вьетнам и Таиланд. В целом на этих маршрутах поставки, в частности, металлов выросли в 2,6 раза. В первую очередь — за счет Китая.
Дело в том, что в КНР в кризис постарались создать запасы подешевевшего на мировом рынке стратегического сырья. И даже стали в него переводить часть своих золотовалютных резервов. Металлы и руда попали в этот список. И их активно закупали.

В то время, когда российская экономика опускалась на дно, было зафиксировано резкое сокращение объемов перевалки импорта — до 27,1 млн тонн (–35,2 %), прежде всего за счет падения грузопотоков в контейнерах (–34,0 %), тарно-штучных (в 2,6 раза), рефрижераторных (–25,1 %) и прочих генеральных грузов (в 1,8 раза). Сократился также и транзит — правда, незначительно: всего на 6,3 % (в основном за счет зерна, черных и цветных металлов). При этом по целому ряду тех же самых позиций выросли грузопотоки в каботажных перевозках.

Выводы

Подводя итоги анализу, можно сделать вывод: успехи, достигнутые в российских морских портах в 2009 году, оказались всего лишь отражением общей коррекции спроса и предложения. Тем не менее, в АСОП считают, то самые тяжелые времена для российских стивидоров все‑таки остались позади.






Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Транспорт
02.03.09В Пулково ждут лета
02.03.09Приграничный пасьянс
02.03.09Когда кондуктор нажал на тормоза
Кризис затормозил грузоперевозки не только
на Северо-Западе, но и
по всей России. Пауза дает уникальную возможность укрепить транспортную инфраструктуру.
А что будет на практике?
20.09.10Сухая добавка в оборот
За 7 месяцев морские терминалы РФ, по данным АСОП, переработали 305,2 млн т грузов. Максимальных темпов прироста перевалки стивидоры достигли в I квартале 2010 года (+11 % соответственно). А дальше шло пусть и неравномерное, но все-таки торможение
20.09.10Российские порты — рай для контролеров
Генеральный секретарь международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам» (КСТП) Геннадий Бессонов считает, что система организации сервиса для судовладельцев далека от совершенства. Это приводит к дополнительным простоям флота и росту издержек для участников внешнеторговой деятельности:
20.09.10Вологда на берегах Невы
В Петербурге с 16 по 18 сентября прошли дни Вологодской области. Петербуржцы познакомились с экономическим, научным, культурным и туристическим потенциалом области, которая является стратегическим партнером Северной столицы
20.09.10Ударим по бездорожью новым СРО
Надо ли автоперевозчикам самоорганизовываться? Этот вопрос обсуждался на одном из круглых столов III Международной конференции «Санкт-Петербург — морская столица России. Транспортно-транзитный потенциал»
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru