И все-таки этот новорожденный или даже, можно сказать, еще не совсем доношенный завод имеет прямое отношение к череповецким металлургам, которые совместно с правительством Вологодской области достраивают неподалеку от поселка Шексна трубопрофильное предприятие.
Началось это строительство с одной большой неудачи.
Несколько лет назад правительство России затеяло конкурс на право объявить часть своей территории особой экономической зоной и ускоренными темпами, в условиях сниженного налогообложения, развивать там промышленность. Как в Китае, где таких зон десятки и именно в них и прирастает индустриальная мощь восточного соседа России.
Вологодское правительство выбрало для такой зоны довольно большую территорию рядом с Шексной — поселком, который лежит между двумя столицами области — административной и индустриальной. Рядом автомобильная и железная дороги, большая река (водная коммуникация) и в наличии трудовые ресурсы — чего же еще желать?
Оказалось, что желать надо более щедрого правительства страны. То, что было, список ОЭЗ обрезало аккурат перед Вологодской областью.
Но запал не пропал и замыслов было жалко; по этой причине правительство области взяло на себя строительство коммуникаций «до забора», а «Северсталь» — трубопрофильный завод и завод легких строительных конструкций.
Второй проект был небрежно прихлопнут кризисом (будем надеяться, пока), и чертежи положили на полку. А первый — вот он. Стоит и достраивается.
Директор будущего завода Виталий Шестаков с особой гордостью показал мне бетонный пол. Я не ошибаюсь — не импортное оборудование, не могучие машины — пол. Гладкий и ровный. Ведь по проекту, по замыслу, здесь не должно быть пыли вообще. Будет разве что сварочная гарь, но ее, естественно, вытянут вентиляционные установки. Многие стремятся устроиться на новый завод именно потому, что это будет довольно чистое производство. Не сравнить с металлургическим.
По первоначальным планам завод уже сейчас должен был вовсю работать в режиме обкатки и настройки — не очень длительном — наполняя сварными строительными конструкциями вагон за вагоном, машину за машиной. Сейчас руководители рассчитывают запустить его в лучшем случае в мае.
Почему? Долго объяснять. Сложились вместе и расхлябанность генподрядной организации — «Металлургремонта», и срывы поставок, и перерывы в финансировании со стороны области. Все же кризис — это не придумки, он был и есть.
Администрация Вологодской области своих обязательств тоже не выполнила. Железная дорога построена, по сути, только внутри цеха будущего завода. Под остальную часть дороги еще валят лес и делают насыпь. Воду подают с соседней птицефабрики. Электроэнергии на стройке хватает в обрез.
Но идущим следом будет, несомненно, легче, поскольку все коммуникации уже будут в наличии, а территории хватит на всех. Может, к тому времени и строить в сроки научимся. |