Одним из факторов выживания в трудный период становится выбор добросовестного партнера. И основной задачей является оценка его надежности. В общем случае она будет сводиться к сбору и оценке субъективной и объективной информации о потенциальном партнере. К субъективным оценкам о компании относится мнение со стороны ее контрагентов, партнеров или клиентов. К объективным можно отнести время существования компании, ведение ею хозяйственной деятельности, результаты аудиторских проверок, а также оценку стоимости компании (оценку бизнеса), проведенную профессиональными оценщиками.
Сбор информации можно проводить самостоятельно, а можно обратиться в специализированную компанию. Для оценки стоимости компании лучше привлекать профессиональных экспертов-оценщиков, которые составят экспертное заключение — отчет об оценке.
Хотя услуги информационных и оценочных компаний не бесплатны, всегда оказывается дешевле подстраховаться. Получив отчет информационной компании, можно судить об устойчивости положения потенциального партнера и целесообразности сотрудничества вообще. Оценив стоимость компании-партнера, его финансовое состояние, можно определить размеры инвестиций, которые можно доверить партнеру с минимальным риском, а также условия их предоставления.
Следует учитывать, что понятие «предприятие», как имущественный комплекс, не совпадает с понятием «бизнес». Оценка рыночной стоимости имущественного комплекса предприятия означает определение в денежном выражении стоимости материальных активов предприятия как товара, то есть, их полезность для потенциального покупателя и затраты, необходимые для получения этой полезности.
Бизнес — это предприятие в действии, и его стоимость превосходит стоимость имущественного комплекса на величину так называемых неосязаемых активов, неотделимых от кадрового потенциала предприятия (опыт трудового коллектива, налаженные связи и взаимоотношения с клиентами, социальные связи и другие нерегистрируемые активы). Именно наличием неосязаемых активов можно объяснить, что иногда некоторые компании, имеющие отрицательный собственный капитал, продаются на рынке за вполне положительную сумму.
При оценке бизнеса используются 3 подхода: доходный, сравнительный и затратный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяет в себе достаточно большое количество методов оценки. Оценщик либо применяет все три подхода, либо один (два), обосновывая отказ от применения остальных. Заключительным этапом процесса оценки является согласование оценок, полученных на основе указанных подходов, и сведение полученных стоимостных оценок к единой стоимости объекта.
Оценивая бизнес, мы отвечаем на вопрос: «Сколько стоит компания?». Эти сведения нужны инвесторам, потенциальным покупателям. Цену своей организации следует точно представлять самому собственнику, чтобы не продешевить при продаже. И, наконец, ежегодный расчет стоимости позволяет сделать выводы об эффективности, с которой работает компания.
Доходный подход
Наиболее актуальным является доходный подход к оценке рыночной стоимости действующих предприятий. Это связано с тем, что любой инвестор, вкладывающий деньги в предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль. Доходный подход основан на предположении, что стоимость объекта равна текущей стоимости всех будущих денежных потоков от данного объекта.
Сравнительный подход
Экономическое содержание сравнительного подхода заключается в том, что ценность собственного капитала фирмы определяется суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно информированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости бизнеса оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная на фондовом рынке.
Затратный подход
Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает предприятие, прежде всего, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Суть данного подхода заключается в том, что сначала оцениваются и суммируются все активы предприятия (нематериальные активы, здания, машины, оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения). Далее из полученной суммы вычитают текущую стоимость обязательств предприятия. Итоговая величина показывает стоимость собственного капитала предприятия. Для расчетов используют данные баланса предприятия на дату оценки.
Несмотря на достаточно широкий спектр современных методов оценки бизнеса предприятий, ни один из них не является универсальным. Каждый имеет свои преимущества и ограничения. Вид определяемой стоимости, цель и задача оценки я вляются определяющими критериями выбора подхода и метода оценки, но при этом необходимо учитывать, что объективность оценки будет выше, если оценщик сумеет найти возможность применения нескольких подходов к определению стоимости бизнеса предприятия.