Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Оцени надежность партнера - ЭиВ N 12 (776)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Аудит, консалтинг
Оцени надежность партнера
No. 12 (776) 19.04.2010
Екатерина Кратюк, «Что делать Консалт»
В условиях нестабильности экономической ситуации цена ошибки в бизнесе существенно возрастает. Поэтому особенно важно минимизировать риски


Одним из факторов выживания в трудный период становится выбор добросовестного партнера. И основной задачей является оценка его надежности. В общем случае она будет сводиться к сбору и оценке субъективной и объективной информации о потенциальном партнере. К субъективным оценкам о компании относится мнение со стороны ее контрагентов, партнеров или клиентов. К объективным можно отнести время существования компании, ведение ею хозяйственной деятельности, результаты аудиторских проверок, а также оценку стоимости компании (оценку бизнеса), проведенную профессиональными оценщиками.
Сбор информации можно проводить самостоятельно, а можно обратиться в специализированную компанию. Для оценки стоимости компании лучше привлекать профессиональных экспертов-оценщиков, которые составят экспертное заключение — отчет об оценке.

Хотя услуги информационных и оценочных компаний не бесплатны, всегда оказывается дешевле подстраховаться. Получив отчет информационной компании, можно судить об устойчивости положения потенциального партнера и целесообразности сотрудничества вообще. Оценив стоимость компании-партнера, его финансовое состояние, можно определить размеры инвестиций, которые можно доверить партнеру с минимальным риском, а также условия их предоставления.

Следует учитывать, что понятие «предприятие», как имущественный комплекс, не совпадает с понятием «бизнес». Оценка рыночной стоимости имущественного комплекса предприятия означает определение в денежном выражении стоимости материальных активов предприятия как товара, то есть, их полезность для потенциального покупателя и затраты, необходимые для получения этой полезности.
Бизнес — это предприятие в действии, и его стоимость превосходит стоимость имущественного комплекса на величину так называемых неосязаемых активов, неотделимых от кадрового потенциала предприятия (опыт трудового коллектива, налаженные связи и взаимоотношения с клиентами, социальные связи и другие нерегистрируемые активы). Именно наличием неосязаемых активов можно объяснить, что иногда некоторые компании, имеющие отрицательный собственный капитал, продаются на рынке за вполне положительную сумму.
При оценке бизнеса используются 3 подхода: доходный, сравнительный и затратный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяет в себе достаточно большое количество методов оценки. Оценщик либо применяет все три подхода, либо один (два), обосновывая отказ от применения остальных. Заключительным этапом процесса оценки является согласование оценок, полученных на основе указанных подходов, и сведение полученных стоимостных оценок к единой стоимости объекта.

Оценивая бизнес, мы отвечаем на вопрос: «Сколько стоит компания?». Эти сведения нужны инвесторам, потенциальным покупателям. Цену своей организации следует точно представлять самому собственнику, чтобы не продешевить при продаже. И, наконец, ежегодный расчет стоимости позволяет сделать выводы об эффективности, с которой работает компания.

Доходный подход

Наиболее актуальным является доходный подход к оценке рыночной стоимости действующих предприятий. Это связано с тем, что любой инвестор, вкладывающий деньги в предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль. Доходный подход основан на предположении, что стоимость объекта равна текущей стоимости всех будущих денежных потоков от данного объекта.

Сравнительный подход

Экономическое содержание сравнительного подхода заключается в том, что ценность собственного капитала фирмы определяется суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно информированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости бизнеса оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная на фондовом рынке.

Затратный подход

Затратный подход в оценке бизнеса рассматривает предприятие, прежде всего, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Суть данного подхода заключается в том, что сначала оцениваются и суммируются все активы предприятия (нематериальные активы, здания, машины, оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения). Далее из полученной суммы вычитают текущую стоимость обязательств предприятия. Итоговая величина показывает стоимость собственного капитала предприятия. Для расчетов используют данные баланса предприятия на дату оценки.
Несмотря на достаточно широкий спектр современных методов оценки бизнеса предприятий, ни один из них не является универсальным. Каждый имеет свои преимущества и ограничения. Вид определяемой стоимости, цель и задача оценки я вляются определяющими критериями выбора подхода и метода оценки, но при этом необходимо учитывать, что объективность оценки будет выше, если оценщик сумеет найти возможность применения нескольких подходов к определению стоимости бизнеса предприятия.

Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Аудит, консалтинг
12.07.10Поставь себя на место клиента
Любая компания в рыночных условиях заинтересована привлечь и обслужить максимальное количество клиентов. Какие факторы в борьбе за клиента можно считать самыми значимыми?
19.04.10Горячая линия ПФ РФ
На вопросы страхователей, поступившие по телефону «горячей линии», отвечает заместитель начальника Управления организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерина Дмитриевна Гаричева
19.04.10Обращение аудиторов Северо-Запада РФ
В Государственную Думу РФ группой депутатов внесен проект изменений в Закон «Об аудиторской деятельности», основной целью которого, как они считают, является сокращение непроизводственных расходов организаций малого и среднего предпринимательства
29.03.10Очищение по закону
Поправки в закон «Об аудиторской деятельности» могут привести к сокращению объема этого рынка, но одновременно способствовать повышению качества услуг
22.02.10Кирпичи деловой репутации
Попытка оценить деловую репутацию компании в деньгах кажется занятием явно утопическим. Между тем при продаже любого бизнеса его репутация обретает вполне конкретное материальное выражение. Из чего же оно складывается?
04.03.10Налоговый аудит — для бережливых
Предприниматель заинтересован в защите бизнеса от штрафных санкций и в оценке налоговых рисков. Налоговый аудит — это
проверка, соответствуют ли выплаченные налоги требованиям закона и правильно ли все данные отражены в учете
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru