Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Обращение аудиторов Северо-Запада РФ - ЭиВ N 12 (776)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Аудит, консалтинг
Обращение аудиторов Северо-Запада РФ
No. 12 (776) 19.04.2010
В Государственную Думу РФ группой депутатов внесен проект изменений в Закон «Об аудиторской деятельности», основной целью которого, как они считают, является сокращение непроизводственных расходов организаций малого и среднего предпринимательства
Понимание аудиторской деятельности только как излишней нагрузки на бизнес вызывает, по меньшей мере, недоумение.

За последние годы в России аудит получил широкое распространение как независимый, внешний контроль, осуществляемый в целях подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности не только для собственников, но для третьих лиц и государства.

Еще раз подчеркнем, что проведение обязательного аудита направлено на защиту публичных интересов, то есть общества, от недостоверной финансовой информации, и таким образом относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер. В период финансового кризиса общество, как никогда, заинтересовано в наличии такого института, как аудит, который способствует формированию доверия к представителям бизнес-сообщества и обеспечивает экономическую культуру и безопасность общества. Наличие аудиторского заключения уже стало в обществе хорошим тоном, свидетельством открытости и прозрачности бизнеса и государства.

Выступая на международной конференции в Эвиане, Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования.

В числе заявленных в том выступлении целей Дмитрий Медведев призвал деловое сообщество способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний».

Мы считаем, что для реализации вышеуказанных положений, высказанных Президентом РФ, необходимо уточнить статью 5 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» в части, устанавливающей перечень факторов, при которых аудиторская проверка является обязательной.

Предлагаемые изменения направлены на достижение 2‑х целей:
1) приведение числовых показателей, приведенных в статье 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в качестве основания для проведения обязательного аудита в соответствие с изменением уровня потребительских цен с момента принятия закона до настоящего времени;
2) расширение перечня лиц, в отношении которых аудиторская проверка независимо от финансовых показателей является обязательной в силу специфики и значимости их деятельности для российской экономики.

Согласно действующей редакции статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (подпункт 3) «обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены».

Вышеназванные числовые критерии объема выручки и суммы активов (50 миллионов и 20 миллионов рублей соответственно) остаются неизменными с момента принятия ранее действовавшего Федерального закона от 07.08.2001 №119‑ФЗ «Об аудиторской деятельности», поскольку с 01 января 2001 года Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82‑ФЗ был установлен МРОТ в размере 100 рублей.

Очевидно, что изменение уровня потребительских цен и инфляция являются основанием для пересмотра данных показателей. Поэтому предлагаемые нами показатели, с одной стороны, учитывают динамику изменения индекса потребительских цен с 2001 года (примерно 2,8 раза), а, с другой стороны, выводят за рамки требований о проведении обязательного аудита организации, которые в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ» относятся к категории микропредприятий. Мы предлагаем увеличить являющийся основанием для проведения обязательного аудита показатель объема выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) с 50 миллионов до 150 миллионов рублей, а показатель суммы активов баланса — с 20 миллионов до 60 миллионов рублей.

При этом, как следует из практики, фраза «за предшествовавший отчетному год» потребителями аудиторских услуг трактуется неоднозначно. Очевидно, что аудиту подлежит отчетность того года, в котором показатели достигли определенной величины, а не следующего за ним (поскольку они могут существенно снизиться), в связи с чем предлагается вернуться к формулировке старого закона и изложить пункт в следующей редакции:
«3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за год превышает 150 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, превышает 60 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены».

Вместе с тем, такое увеличение показателей не должно привести к тому, чтобы хозяйствующие субъекты, оказывающие серьезное влияние на экономику страны и жизнь общества, оказались за рамками требований о проведении обязательного аудита.

Согласно действующей редакции статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская проверка является обязательной независимо от финансовых показателей деятельности для следующих экономических субъектов:
1) для организаций, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) для организаций, являющихся кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) для иных организаций в случаях, установленных федеральными законами (например, кредитные, жилищные кооперативы, саморегулируемые организации, автономные учреждения, организаторы лотереи и др.)

При этом, как следует из Восьмой Директивы Европейского союза, определенные организации могут представлять большой общественный интерес благодаря таким своим характеристикам, как: специфика своей деятельности, величина, число задействованных работников. Такой подход существенно расширяет круг организаций, независимый контроль за деятельностью которых необходим обществу, в том числе:
1. Градообразующие организации. Согласно ст. 169 Федерального закона от 26.10.02. №127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.
2. Субъекты естественных монополий. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.95 №147‑ФЗ «О естественных монополиях» сферы деятельности субъектов естественных монополий — транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
3. Организации, обязанные согласно действующему законодательству составлять сводную (консолидированную) отчетность, а также организации, отчетность которых включается в состав сводной (консолидированной) отчетности.
4. Организации, осуществляющие деятельность, на основании лицензий и/или аккредитаций, выданных федеральными органами, поскольку к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан и безопасности государства.
5. Организации, подпадающие под действие Федерального закона от 7 августа 2001 года №115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в том числе организаций, определенных статьей 5 указанного Федерального закона: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и др.
6. Организации, получающие бюджетное финансирование в объеме более 150 млн. руб. в год независимо от вида деятельности, в том числе учреждения образования, медицины, культуры.
7. Организации — участники конкурса на получение государственного заказа при его объеме, превышающем уровень существенности (5 %) определенного выше показателя экономической важности хозяйствующего субъекта (150 млн. руб.), то есть более 7,5 млн. руб. по одному заказу.
8. Организации, находящиеся в процедуре конкурсного управления или банкротства при объеме дебиторской задолженности более 7,5 млн. руб.
9. Организации, стоимость чистых активов которых по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года окажется меньше их уставного капитала, в связи с требованиями, установленными статьей 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 года № 14‑ФЗ и статьей 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208‑ФЗ.
10. Организации социальной инфраструктуры, реализующие товары работы, услуги населению по государственно регулируемым ценам (тарифам).
11. Организации, созданные с участием иностранного капитала.
Мы предлагаем включить вышеперечисленные организации в перечень юридических лиц, для которых аудиторская проверка является обязательной.

Кроме того, поскольку Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» применим в отношении всех видов товаров, работ и услуг без исключения, то нет оснований дополнительно регламентировать особый порядок его применения для аудиторских услуг. В связи с чем предлагается исключить пункт 4 статьи 5 из Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Предлагаемые нами изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года №307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются минимально необходимыми для реализации возложенных на аудит общественных функций.

Мы полагаем, что увеличение показателей, предложенных депутатами Госдумы РФ, объема выручки до 400 млн. руб. или суммы активов баланса до 160 млн. руб., являющихся основанием для проведения обязательного аудита, без углубленного исследования причинно-следственных связей может нивелировать наметившиеся положительные тенденции и усугубить негативные экономические явления в обществе.


А. П. Кузнецов, президент Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга

Д. В. Желтяков, вице-президент Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга

А. А. Левашова, председатель Комитета по стандартам профессиональной деятельности Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Аудит, консалтинг
12.07.10Поставь себя на место клиента
Любая компания в рыночных условиях заинтересована привлечь и обслужить максимальное количество клиентов. Какие факторы в борьбе за клиента можно считать самыми значимыми?
19.04.10Горячая линия ПФ РФ
На вопросы страхователей, поступившие по телефону «горячей линии», отвечает заместитель начальника Управления организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Екатерина Дмитриевна Гаричева
19.04.10Оцени надежность партнера
В условиях нестабильности экономической ситуации цена ошибки в бизнесе существенно возрастает. Поэтому особенно важно минимизировать риски
29.03.10Очищение по закону
Поправки в закон «Об аудиторской деятельности» могут привести к сокращению объема этого рынка, но одновременно способствовать повышению качества услуг
22.02.10Кирпичи деловой репутации
Попытка оценить деловую репутацию компании в деньгах кажется занятием явно утопическим. Между тем при продаже любого бизнеса его репутация обретает вполне конкретное материальное выражение. Из чего же оно складывается?
04.03.10Налоговый аудит — для бережливых
Предприниматель заинтересован в защите бизнеса от штрафных санкций и в оценке налоговых рисков. Налоговый аудит — это
проверка, соответствуют ли выплаченные налоги требованиям закона и правильно ли все данные отражены в учете
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru