РФ на предприятиях при проведении антикризисных мер автоматически сократили все статьи расходов пропорционально падениям сбыта продукции. И затраты на ИТуслуги не стали исключением. Основной просчет маркетологов в сфере информационных технологий был в том, что они не учли одну из особенностей нынешнего кризиса: он нарушил привычную систему платежей. И предприятия в условиях острой нехватки оборотных средств были вынуждены отодвинуть задачи повышения эффективности бизнеса на второй план.
В первую очередь требовалось остановить процесс падения доходов. Это удалось сделать только во II половине 2009 года. Соответственно с этого периода стал просыпаться интерес к ИТтехнологиям. Правда, опять-таки не так, как этого ожидали эксперты.
По опросам компаний, которые выступали раньше крупными заказчиками программных продуктов в сегменте b2b, мало кто в нынешних условиях готов покупать новое компьютерное оборудование и цифровую технику. При этом после сокращения персонала практически везде высвободились автоматизированные рабочие места пользователей. Появились свободные сетевые ресурсы.
Соответственно возник вопрос: а нельзя ли чем-то занять простаивающее оборудование? Поэтому образовался спрос на продукты, которые не требуют особых требований к «железу». При этом потребители были готовы оплачивать ИТ-услуги по принципу «револьвера»: «выстрелил — перезаряди». То есть получи эффект от выполненной задачи и переходи к решению новой.
Фактически же речь идет о возможности частичной «подзарядки» при этом за счет части прибыли, полученной от реализации первого этапа услуг. Те поставщики, которые смогли быстро соориентироваться в особенностях кризисного спроса, сумели минимизировать потери и стабилизировать доходы.
В 2010 году сокращение российского рынка ИТ-услуг продолжится. Иными словами, несмотря на появление спроса в некоторых отраслевых нишах, рынок будет в целом слишком медленно восстанавливаться. Если принять те темпы, которые наметились в 2009 года, то на уровень 2008-го рынок выйдет едва ли не к 2013 году. Напомним, что объем отечественного рынка программного обеспечения в 2008 году составил $ 5,22 млрд, что на 18,7 % больше, чем в 2007-м. Рост в 2008-м на ИТ-рынке продолжался по инерции даже в начале кризиса. Откат назад в РФ начался в момент перерастания финансового кризиса в экономический.
Поначалу спасательным кругом поставщики программного оборудования сочли государство: именно благодаря госзаказам ИТ-рынок показал положительную динамику в 2008-м. Крупнейшими потребителями ИТуслуг были именно госорганизации: их доля от общих затрат на ИТ-услуги в РФ составила 19,2 %. Причем, заказов от них поступило больше, чем в 2007-м. В 2009 году доля таких заказов выросла, по оценкам ИК «Финам», до 30 %.
Следом за госсектором шли финансовые, телекоммуникационные и энергетические предприятия. Их доля в заказах в 2008 году составляла соответственно 16,9 %, 13 % и 12,9 %. Однако в 2009-м последовательно стали проседать практически все эти три сегмента.
В первых рядах сократили спрос на ИТ-услуги банки — по итогам 2009-го этот показатель оказался на уровне 15– 30 %, как видно из исследований Cnews и Ассоциации банков России. Следом за финансовым сектором секвестру подверглись инвестпрограммы госорганизаций (–24 % к 2008-му) и объемы заказов энергетиков. Спад в сегменте телекоммуникаций, по оценкам Минсвязи РФ, оказался на уровне 19 %. В итоге оправдались худшие прогнозы: по итогам 2009-го рынок испытал, который оценивался в 30 %.
В 2010-м заказы в госсекторе, на который возлагались значительные надежды, продолжали снижаться.
В СЗФО общая картина практически совпадает с общероссийской, потому что кризис усилил долю филиалов московских структур на региональном рынке. Доходы бюджетов субъектов сократились в разной степени: больше всего — в тех, где была традиционно развита промышленность.
Менее пострадала экономика, ориентированная на потребительский сектор. Но вне зависимости от величины кризисных потерь во всех субъектах РФ затраты на ИТ-проекты предпочли отложить до лучших времен. Однако в целом спад на рынке системной интеграции и ПО в регионе ниже, чем в среднем по РФ. Он оценивается на уровне 20–24 %.
В лучшем положении оказались те компании, которые сумели получить заказы от западных фирм, и вовремя диверсифицировали свой бизнес в зависимости от спроса в реальном секторе экономики. Часть из таких игроков в Петербурге, например, заявили, что в конце 2010 года намерены выйти на уровень 2008-го. Причем, если до кризиса развитие, например, многих петербургских игроков на российском шло во многом за счет экспансии в Москву, активизации там своих представительств, то теперь локомотивом восстановления на внутреннем рынке становятся средние компании СЗФО.
Поэтому, как отметили аналитики, 2010 год не станет прямой дорогой к поиску подрядов на системную интеграцию и программное обеспечение. За клиента придется бороться. И восстанавливать оборот не столько за счет крупных заказов, сколько заполнения тех ниш спроса на отраслевых рынках.
МНЕНИЯ
Игорь Щеголев
министр связи и массовых коммуникаций РФ:
— Задача новой редакции ФЦП «Электронная Россия» — спасение отечественной ИТ-индустрии, которая в 2010 году на 60% зависит от госконтрактов.
Основная ценность ИТ-отрасли — специалисты. В отличие от предыдущей антикризисная версия ФЦП сконцентрирована на разработках ИТ-решений.
В 2010‑м на «Электронную Россию» выделят около 3,14 млрд руб.
Дмитрий Лившиц
коммерческий директор Digital Design:
— Что интересует сегодня корпоративных клиентов? Как и в 2009‑м, наличие избыточных ресурсов в первую очередь вызывает спрос на сервисы по виртуализации существующих мощностей. Еще одна особенность: у клиентов нет желания платить за бренды. Поэтому в основе выбора — поиск чисто практических решений. Отсюда же вытекает другая задача: автоматизация ИТ-служб для повышения их эффективности. Попутно возникает необходимость в сервисах по защите данных и оптимизации системы хранения информации.
|