— Не менее 90 процентов рынка бензина в Вологодской области контролирует местный «ЛУКОЙЛ», — сказал заместитель председателя регионального управления ФАС Вячеслав Хлевук, отвечая на просьбу корреспондента «ЭВ» прокомментировать инициативу федеральной службы, направившей в Правительство России проект формулы цены на нефтепродукты, согласно которому компания не может владеть более 30 % территориального рынка топлива. — По существу, конкуренции нет. Есть монополия одного игрока.
Справедливости ради надо все же сказать, что в области действуют и несколько других продавцов, например, «Шелл», но их доля ничтожна. Есть районы, где «ЛУКОЙЛ» вообще не имеет конкурентов. Это позволяет компании диктовать потребителям свои правила игры, и цена литра самого популярного, «девяносто второго» бензина уже кое — где перешла черту в 24 рубля. В результате дорожают товары первой необходимости, растут тарифы на проезд в общественном транспорте и коммунальные услуги, падает и без того невысокий уровень жизни населения в вологодской «глубинке».
По оценкам местных обозревателей, оптовые цены на бензин в области на 15– 20 % выше мировых. Цены на топливо, как известно, зависят от мировых котировок. Как только на Западе цены повышают, они растут и в области. А вот когда снижают, наш монополист не спешит действовать соответствующим образом. Разница во времени составляет несколько недель и даже месяцев. И это приносит гигантскую прибыль оптовикам. Естественно, растут и розничные цены…
Нынешний «абсолютизм» одной компании — это еще и следствие тех преференций, которые были дарованы областной властью компании «ЛУКОЙЛ». В том числе, предоставление ей земельных участков для строительства автозаправочных станций, льгот для сооружения новых АЗС и реконструкции старых. Цель, которая при этом преследовалась, совершенно очевидна: из конъюнктурных соображений с империей г-на Алекперова надо было поддерживать дипломатические отношения. Сегодня область пожинает плоды этой дипломатии.
Между тем, правовой инструмент обуздания монополиста существует, он появился задолго до нынешней инициативы ФАС. Речь идет о статье 135 Закона о защите конкуренции, которая позволяет принудительно дробить монополиста, если он в течение трех лет дважды грубо попрал антимонопольное законодательство. Однако применить ее очень сложно. Отношения между управлениями ФАС и исполнительной властью, которая дорожит дипломатическими отношениями с империей, по этому вопросу очень непросты.
Что в сухом остатке? А то, что, пользуясь бесконтрольностью, российские бензиновые «короли» в прошлом кризисном году «бросились» продавать нефтепродукты за рубеж, а в стране образовался дефицит топлива.
|