Такие соглашения (иначе их именуют договорами социальной адаптации) будут заключать между малоимущими гражданами, имеющими доходы ниже прожиточного минимума региона, и региональными органами соцзащиты.
По данным Минздравсоцразвития, к октябрю прошлого года в России было зафиксировано наличие 20,7 млн малоимущих (к этой категории отнесли 14,7 % населения страны). Как правило, эти люди и претендуют на помощь государства, однако теперь, при введении практики социальных контрактов, в обмен на нее у них возникнут обязательства. Например, гражданина могут обязать выполнять не требующую высокой квалификации работу. Или получить дополнительное образование. Появится и контроль за тем, на что тратятся полученные в виде соцпомощи средства.
Как считает руководитель Роструда Юрий Герций, использование таких инструментов, как социальный контракт, в ряде случаев обоюдовыгодно. В том числе и для государства, и для местной власти. «Подписавшихся, к примеру, можно обязать трудиться в качестве дворников, на временных работах по уборке снега, и т. д. Разве это плохо?» — вопрошает он.
Что касается контроля, то пока отечественные механизмы его осуществления не очень ясны. В тоже время за рубежом они уже давно отработаны и весьма жестки. Вплоть до того, что от получателя социальной помощи требуют предъявления всех чеков или счетов, на оплату которых потрачены средства.
Социальные контракты успешно применяют уже в 13 регионах страны (на Северо-Западе — в Республике Коми). Как правило, их заключают с гражданами на 3 месяца, в течение которых органы соцзащиты выплачивают пособия и помогают найти работу. При этом, если за это время человек ее найти не смог, контракт продлевается. Вместе с тем практика введения договоров социальной адаптации показала, что по закону о социальной защите полностью контролировать целевое расходование полученных от государства в виде помощи средств невозможно: нужны поправки в законодательство.
|