Кроме того, как сказал председатель правления ФСК ЕЭС Олег Бударгин, еще 3 % намечено вложить в развитие науки. На закупку импортного оборудования компания тратит почти 50 млрд руб. в год. И в планах компании — импортозамещение в размере 25 млрд руб., которые предназначены российским производителям. О. Бударгин напомнил, что ФСК ЕЭС планирует размещать крупные заказы в 5–7 электротехнических центрах РФ. Что касается СЗФО, то пока подписано соглашение на 4 млрд руб. с санкт-петербургскими производителями. Объемы заказов для других регионов уточняются.
В 2009 году финансирования проектов по сравнению с докризисным периодом снижено. Оставлены те проекты, которые связаны с обеспечением энергоэффективности и безаварийности. Однако в отрасли с августа-сентября 2009-го объемы продаж начали восстанавливаться. Поэтому в дальнейшем не исключено увеличение инвестпрограммы. Вместе с тем, рынок электротехники в РФ пережил самый тяжелый период по сравнению с другими отраслями, по данным ИАК «ВладВнешСервис», относительно благополучно: выручили экспортные заказы, о чем свидетельствует таможенная статистика.
Можно выделить 21 товарную позицию электротехнической продукции, по которой зафиксирован постоянный рост. 7 позиций — это поставки по контрактам стоимостью свыше $ 1 млн. Среди них — соединители и контактные элементы для силовых кабелей, которых было выпущено в 2009 году на 81 % больше, чем в 2008-м. Однако рос и импорт. Можно отметить 17 стабильно растущих позиций оборудования, из которых 10 — контракты, превышающие $ 1 млн. Больше всего ввезено силовых пультов и распределительных щитов — вчетверо больше, чем в 2008-м. По 76 видам электротехнической продукции товаров отметилось восстановление рынка. В частности, по импортным пьезоэлектрическим кристаллам и патронам для ламп.
Все это указывает: те предприятия, где сумели найти свою нишу на рынке, диверсифицировали сбыт в соответствии с реальным спросом, понесли лишь незначительные потери, которые в ближайший период несложно восстановить. Ряд компаний после ухода с рынка конкурентов расширили сбыт.
МНЕНИЯ
Денис Смирехин
директор по маркетингу и продажам
департамента «АББ Энергосвязь» ООО «АББ»:
— Несмотря на кризис, «АББ Энергосвязь» участвовала во всех крупных проектах российской энергетики 2009 года. Среди них на Северо-Западе, например, была организация каналов связи для подстанции «Валаам». Надеемся, что позитивные тенденции выхода из кризиса продолжат свое развитие в 2010 году, и проекты российской энергетики получат надлежащее финансирование.
Марк Пеллетье
вице-президент «Шнейдер Электрик»
по развитию бизнеса в России и странах СНГ:
— В кризис главное приобрести новые сферы влияния и сохранить клиентскую базу. А это значит, что первостепенное значение сейчас придается качеству сервиса и развитию технологий, ориентированных на потребителей.
|