Такое решение можно считать и своего рода господдержкой одному из ведущих предприятий города в сфере электроприборостроения — ОАО «Светлана-Оптоэлектроника», в котором уже более 10 лет разрабатывают и выпускают светильники на основе полупроводниковых источников света. Или — светодиодов. В мире существует несколько крупных компаний, владеющих полным циклом производства качественных светодиодов: Nichia (Япония), Cree (США), Phillips Lumileds (США), Osram (Германия). Есть еще и SemiLED (Тайвань) и Seoul Semiconductor (Южная Корея), но, как считает гендиректор ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» Григорий Иткинсон, они уступают лидерам.
Продукцию же петербургского завода Г. Иткинсон позиционирует на уровне Osram и Phillips, хотя по масштабам производства, а значит, и по себестоимости продукции сравнивать петербургские светильники с ними. Это и раньше было ахиллесовой пятой «Светланы»: чтобы стать конкурентоспособным, предприятию требовалось набрать оборот, а для того, чтобы сделать это, надо предложить крупным заказчикам конкурентную цену. К сожалению, практически все светодиодные приборы на прилавках магазинов Петербурга, — это изделия с китайской световой начинкой. Они не слишком надежны. Зато дешевы…
Разорвать этот порочный круг можно было только при господдержке. Получить ее удалось далеко не сразу. Первые уличные светофоры, в которых источником света служил блок диодов, были созданы ОАО «ЛОМО» совместно с ФТИ им. Иоффе и ОАО «Светлана» еще в 1998 году. В их конструкции применили линзу Френеля, позволившую сократить число светодиодов в блоке и при этом сохранить высоким коэффициент яркости. Однако в горзаказ такие изделия не очень долго не могли попасть. В 1999 году ОАО «ЛОМО» просто подарило Петербургу комплект из 9 новых светофоров. Но и после этого заказчик так долго думал, что в 2005-м ОАО «ЛОМО» вынуждено было подарить городу еще 10 светофоров — ту партию, которая должна была стать стартовой для новой программы. А в это время московский рынок активно осваивала фирма «Свеча», которая с 1997 года за 5 лет оснастила светодиодными светофорами весь центр столицы.
Сейчас в Москвы их установлено свыше 2 тыс. А в этих светофорах, между прочим, — тоже импортные светодиоды… Не сразу обратили внимание на продукцию «Светланы» и российские железнодорожники. Взаимодействие с ОАО «РЖД» началось в 1995 году, когда появились первые светодиодные светофоры по тем параметрам, которые задали путейцы. Сначала светодиодные светофоры проторили себе дорогу на ОЖД. И только после этого железнодорожники признали их надежность и качество. А уж затем были заказы на систему светодиодного освещения вагонов электропоездов… И вот теперь — своеобразный прорыв: в 2010 году новогоднее освещение впервые за все предшествующие годы в городе на Неве было светодиодным. Теперь стало известно, что светодиоды появятся и в уличных фонарях Петербурга. Такие фонари могут работать и в жару, и в мороз, не боятся перепадов температуры.
Однако пока сложно говорить о продвижении отечественных светодиодных технологий на массовый рынок. Им нелегко конкурировать с лампами дневного света и галогенными светильниками. Быстрее всех дешевеют люминесцентные лампы. Однако в Петербурге намерены не пропагандировать потому, что они содержат ртуть. Это требует денег на утилизацию, которых в казне нет. С поправкой на это обстоятельство городу дешевле переходить на энергосберегающие светодиоды. |