2010 год все будет годом работодателя, а не соискателя, так как рынок труда по-прежнему насыщен специалистами, которые заинтересованы в трудоустройстве на выгодных для компаний условиях.
Ситуация «вынужденной лояльности», когда работники средней квалификации предпочитают до последнего держаться за место, несмотря на снижение уровня зарплаты и «обрезание» соцпакета, еще сохраняется. Но уже сейчас две трети сотрудников всерьез подумывают о смене места работы. И очевидно, что, как только у них появится шанс на лучшую жизнь, они им обязательно воспользуются.
И кадровики, и опытные соискатели могут видеть, как часть предприятий (особенно в сфере FMCG) используют сложившуюся ситуацию, чтобы извлечь из нее максимум выгоды. Они планомерно снижают размер заработной платы, параллельно увеличивая список требований и функциональных обязанностей. При традиционной текучести персонала, которая, к примеру, в сфере розничной торговли ежегодно достигает 30%, сейчас можно говорить о превышении этого показателя до полутора раз. Однако это, при наличии большого числа желающих занять вакантные места, дает ощутимый экономический эффект в виде существенного снижения затрат на ФОТ.
Несмотря на то, что еще совсем недавно социальная ответственность бизнеса и корпоративный дух ставились во главу угла, кризисный год показал, что дружба — дружбой, а денежки-то врозь… И наемный персонал, расставшись с иллюзиями о том, что компании готовы заботиться о благе своих сотрудников, платит им той же монетой, демонстрируя нелояльность.
«Основной задачей менеджмента в текущем году станет удержание сотрудников с наименьшими затратами, — полагает Станислав Вилюха, управляющий партнер EXON Recruiters. — Обещания повышений, использование схем выплаты бонусов с отсрочкой и другие меры должны хотя бы частично приостановить распространение упаднических настроений, разочарования и демотивации, возникших на волне кризиса». |