В условиях резкого снижения потребления все равно остаются отрасли, без которых каждодневная жизнь человека невозможна. Если он продолжает есть, употреблять спиртное, лечиться и учиться, то потребность этих сфер в персонале сохраняется даже в самые худшие времена.
За эффективность
Общей тенденцией 2009 года стало стремление компаний усовершенствовать свою организационную структуру. Главной задачей стала оптимизация бизнес-процессов с целью достижения наивысшей эффективности. И фирмы в целом, и ее отдельных подразделений. И каждого сотрудника - тоже.
Как следствие, из двух-трех оставался один лучший специалист, которому в «нагрузку» расширяли круг обязанностей. И уже сейчас стало понятно, что казавшееся поначалу временной увеличение зоны ответственности оставшихся, как обычно, стало постоянным. Работодатель доволен: платить нужно меньше, а работа все равно выполняется. В этом отношении кризис сыграл в пользу роста производительности труда, и пока ожидать значительного роста рынка труда не приходится.
«Подбирая сотрудника, нынешний работодатель точно знает, какой человек ему нужен, — уверен генеральный директор кадрового центра «ЮНИТИ» Владислав Лобанов. — Компании просят не присылать на собеседования соискателей, которые соответствуют заявке на 90%. Они ожидают таких, кто отвечает их пожеланиям на 160%».
За счет потребителя
Вместе с тем кадровая практика кризисного 2009 года показала, что для целого ряда отраслей экономики массовые увольнения не характерны. Даже в новых экономических условиях они продемонстрировали «персональную» устойчивость.
К «отличникам» рынка труда эксперты практически единодушно относят отрасли, связанные с ширпотребом. «Пищевка», продажи товаров быстрой оборачиваемости (FMCG), фармация — все они демонстрировали кризисный иммунитет, привитый им сохранявшимся спросом на продукцию. Отчасти это обусловлено и тем, что предприятия этих сфер деятельности и до того показывали высокую эффективность, поскольку обладают современной производственной базой и продуманной организацией труда.
В «хорошисты» попали те, кто по большей части помогал «отличникам». Закупки и продажи, логистика, туризм и салоны красоты нужны всем, и поэтому они тоже оказались на гребне волны. Переводческая компания «ЭГО Транслейтинг», к примеру, в 2009-м увеличила доходы на 30%, а каждая 15-я петербургская гостиница не только не снизила цены на проживание, но и увеличила заполняемость. «У нас нет проблем, а есть задачи. — говорит президент «ЭГО Транслейтинг» Наталья Молчанова. — И мы их решаем».
Но больше всего удивила сфера безопасности: по оценке компании HeadHunter, по итогам 2009-го она оказалась единственной, в которой количество вакансий превысило докризисные показатели августа 2008 года (на 4%). И отчасти это понятно: предприятия хотят сохранить хотя бы то, что у них уже есть.
«Тихой гаванью» оказалась и госпредприятия (а также напрямую связанные с ними бизнес-структуры). Образование, медицина, правоохранительные и контролирующие органы — все они во время кризиса повысили свою привлекательность для кандидатов за счет пусть и небольшой, но стабильной оплаты труда. За что и получают свою твердую «тройку».
Попали в «двоечники»
Но и «двоечников» оказалось предостаточно. По оценке Morgan Hunt, больше всего от сокращений пострадал административный персонал, специалисты по обслуживанию клиентов, бухгалтерии и IТ.
С точки зрения отраслевой принадлежности картина выглядит несколько иначе. По сведениям HeadHunter, самыми проблемными в 2009 году оказались финансовый сектор, сфера добычи сырья и HR. Исследования SuperJob.ru показывают, что труднее всего в медиа-бизнесе: на каждую вакансию там претендуют 55 кандидатов. На протяжении всего прошлого года они характеризовались наименьшим количеством размещаемых вакансий (от 23 до 27% от докризисного уровня). Увы, но «двоечники» до настоящего времени способны предложить соискателям лишь около трети свободных рабочих мест, имевшихся в этих отраслях до осени 2009-го.
Вместе с тем эксперты убеждены, что даже в наиболее проблемных сферах бизнеса возможен рост. Глава SuperJob Алексей Захаров полагает, что «стремление к сокращению персонала снижается, а внемсто него появляется желание привлекать на работу наиболее эффективные кадры». |