Максимальный провал рынка случился во II квартале 2009 года (–36% к аналогичному периоду 2008-го). Рынок начал восстанавливаться только в III квартале — в основном, за счет реплейсмента телефонов. В частности, в Северо-Западном федеральном округе в продаже появились по умеренной цене модели мобильников с функциям, которые ранее имелись только в дорогих аппаратах — они заинтересовали небогатых. Для «среднего класса» привлекательными показались модели коммуникаторов, более или менее похожие на iPhone, но значительно дешевле.
Неудивительно, что в денежном исчислении провал оказался еще заметнее: объем продаж на российском рынке в 2009 году оценивается в $ 4,18 млрд (–44% к 2008-му). Ведь средняя цена сотового телефона в рознице в 2009 году составила $ 152 (–26% соответственно). В кредит в РФ было продано 2,5 млн сотовых телефонов (в 2,3 раза меньше, чем в 2008-м). Правда, необходимо отметить, что средняя цена сотового телефона, проданного в кредит, оказалась в 2,36 раза больше средней цены телефона, проданного в 2009-м за наличные. Это говорит о формировании отложенного спроса в 2010 году.
Объем продаж сотовых телефонов на первичном рынке в 2010 году способен вырасти за счет реплейсмента телефонов до 30 млн шт., а выручка останется на уровне 150 млрд руб.
Точных данных по Северо-Западу нет, однако выборочные опросы ритейлеров показывают, что они примерно соответствуют общероссийской тенденции. Однако в некоторых субъектах РФ продажи упали больше, а в некоторых — меньше. В числе последних — в частности, Петербург и Новгород.
Изменились предпочтения покупателей. Больше всех снизились продажи телефонов Nokia. При этом резко выросли доли мобильников LG и Samsung, которые потеснили ранее самую популярную марку SonyEricsson. Доля четверки лидеров на рынке достигла почти 90% от всех присутствующих на нем брендов.
Однако данные по отдельным вендорам по маркам телефонов отличаются от сводных. Например, в «Евросети» смогли обеспечить в IV квартале 2009 года долю продажах Nokia до 37–38% от всех остальных марок против 35% в 2008 году. При этом LG сумел удвоить свою долю в продажах, а Samsung, тоже увеличив продажи, вытеснил с третьего места в тройке лидеров рынка Sony-Ericsson.
Что касается динамики реализации SIM-карт, то здесь сохранились докризисные тенденции: в 2009 году в РФ было продано 97 млн SIM-карт (+17% к 2008-му). Это было достигнуто за счет продаж бонусных тарифных продуктов.
Поэтому неудивительно, что произошел отток лояльных абонентов — в 2009 году он превысил 78 млн (–32%), а ARPU, по данным исследования MForum Analytics, у всех операторов «большой тройки» в III квартале 2009-го в среднем снизился на 11,4%. По исследованиям J’son & Partners Con sulting, ARPU (доход на одного говорящего по телефону) у «МТС», «ВымпелКома» и «МегаФона» уменьшился соответственно на 8,2%, 10,1% и 15,9%. В среднем выходит столько же, сколько насчитали специалисты из MForum Analytics.
На ARPU «большой тройки» в 2010 году будут оказывать влияние два разнонаправленных фактора. С одной стороны, усилится конкуренция в тех регионах, куда приходит оператор-дискаунтер Tele2. С другой, по мере развертывания сетей 3G, — могут вырасти доходы от мобильной передачи данных.
Отток абонентов — «головная боль» операторов, и для сохранения базы подписчиков они идут даже на ухудшение качества привлекаемых абонентов. Поэтому в 2010 году количество реализованных SIM-карт в России составит около 103 млн штук, однако это мало повлияет на абонентскую базу и совсем никак — на лояльность абонентов. |