Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Виражи сотового рынка - ЭиВ N 5 (772)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Информационные технологии
Виражи сотового рынка
No. 5 (772) 22.02.2010
Борис УШАКОВ
По данным экспертов Академии народного хозяйства, розничные продажи сотовых телефонов в РФ «откатились» на уровень 2004 года: в 2009-м было продано всего 27,5 млн сотовых телефонов, что на 24% меньше, чем годом ранее.
Максимальный провал рынка случился во II квартале 2009 года (–36% к аналогичному периоду 2008-го). Рынок начал восстанавливаться только в III квартале — в основном, за счет реплейсмента телефонов. В частности, в Северо-Западном федеральном округе в продаже появились по умеренной цене модели мобильников с функциям, которые ранее имелись только в дорогих аппаратах — они заинтересовали небогатых. Для «среднего класса» привлекательными показались модели коммуникаторов, более или менее похожие на iPhone, но значительно дешевле.

Неудивительно, что в денежном исчислении провал оказался еще заметнее: объем продаж на российском рынке в 2009 году оценивается в $ 4,18 млрд (–44% к 2008-му). Ведь средняя цена сотового телефона в рознице в 2009 году составила $ 152 (–26% соответственно). В кредит в РФ было продано 2,5 млн сотовых телефонов (в 2,3 раза меньше, чем в 2008-м). Правда, необходимо отметить, что средняя цена сотового телефона, проданного в кредит, оказалась в 2,36 раза больше средней цены телефона, проданного в 2009-м за наличные. Это говорит о формировании отложенного спроса в 2010 году.

Объем продаж сотовых телефонов на первичном рынке в 2010 году способен вырасти за счет реплейсмента телефонов до 30 млн шт., а выручка останется на уровне 150 млрд руб.

Точных данных по Северо-Западу нет, однако выборочные опросы ритейлеров показывают, что они примерно соответствуют общероссийской тенденции. Однако в некоторых субъектах РФ продажи упали больше, а в некоторых — меньше. В числе последних — в частности, Петербург и Новгород.

Изменились предпочтения покупателей. Больше всех снизились продажи телефонов Nokia. При этом резко выросли доли мобильников LG и Samsung, которые потеснили ранее самую популярную марку SonyEricsson. Доля четверки лидеров на рынке достигла почти 90% от всех присутствующих на нем брендов.

Однако данные по отдельным вендорам по маркам телефонов отличаются от сводных. Например, в «Евросети» смогли обеспечить в IV квартале 2009 года долю продажах Nokia до 37–38% от всех остальных марок против 35% в 2008 году. При этом LG сумел удвоить свою долю в продажах, а Samsung, тоже увеличив продажи, вытеснил с третьего места в тройке лидеров рынка Sony-Ericsson.

Что касается динамики реализации SIM-карт, то здесь сохранились докризисные тенденции: в 2009 году в РФ было продано 97 млн SIM-карт (+17% к 2008-му). Это было достигнуто за счет продаж бонусных тарифных продуктов.

Поэтому неудивительно, что произошел отток лояльных абонентов — в 2009 году он превысил 78 млн (–32%), а ARPU, по данным исследования MForum Analytics, у всех операторов «большой тройки» в III квартале 2009-го в среднем снизился на 11,4%. По исследованиям J’son & Partners Con sulting, ARPU (доход на одного говорящего по телефону) у «МТС», «ВымпелКома» и «МегаФона» уменьшился соответственно на 8,2%, 10,1% и 15,9%. В среднем выходит столько же, сколько насчитали специалисты из MForum Analytics.

На ARPU «большой тройки» в 2010 году будут оказывать влияние два разнонаправленных фактора. С одной стороны, усилится конкуренция в тех регионах, куда приходит оператор-дискаунтер Tele2. С другой, по мере развертывания сетей 3G, — могут вырасти доходы от мобильной передачи данных.

Отток абонентов — «головная боль» операторов, и для сохранения базы подписчиков они идут даже на ухудшение качества привлекаемых абонентов. Поэтому в 2010 году количество реализованных SIM-карт в России составит около 103 млн штук, однако это мало повлияет на абонентскую базу и совсем никак — на лояльность абонентов.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Информационные технологии
05.03.12Дата-шаги в будущее
Рынок коммерческих Центров обработки данных (ЦОД) развивается в России достаточно активно, что влияет и на формирование спроса. В Петербурге действует более 20 ЦОД и ежегодно к ним будут добавляться еще один-два крупных дата-центра
20.02.12Десятка повышенной вредности
Киберпреступники атакуют компьютеры, перенаправляя пользователей на вредоносные ресурсы
21.11.11По запросу времени
Открытие в Петербурге голландской компанией Linxdatacenter крупнейшего в Европе центра обработки данных свидетельствует о начале нового этапа в развитии российского рынка информационных технологий. Спрос на услуги ЦОД растет стремительно, и аналитики прогнозируют дефицит дата-центров в России уже в 2012 году
07.11.11Петербургские ИТ-компании создают Академию
Крупнейшие ИТ-компании Петербурга решили создать Академию последипломного ИТ-образования, в которой предполагается «доучивать» выпускников вузов. На фоне нарастающего кадрового голода такое учреждение поможет готовить специалистов для петербургского ИТ-кластера, уверены инициаторы проекта. Город готов выделить Академии 15 миллионов рублей «подъемных» — правда, только в следующем году, так как в этом организаторы Академии уже не успеют отчитаться за бюджет
05.09.11Виртуальное пространство реальных угроз
Интернет открывает не только колоссальные возможности для каждого пользователя, но и вход в его личное жизненное пространство. Воспользоваться этим доступом могут и в преступных целях. Поэтому необходимо соблюдать простые правила, чтобы защитить информацию о своей частной жизни, бизнесе, не испортить репутацию и не стать жертвой кибер-мошенников
11.07.11Прощай, Microsoft!
Развитие российского рынка IT возможно только в том случае, если в стране будет создана национальная операционная система на основе свободного программного обеспечения
27.06.11Щиты против „шалашей“
В петербургском «Доме предпринимателя» состоялся семинар, посвященный размещению наружной рекламы, обсуждались проблемы рекламного рынка и порядок согласования рекламных и информационных конструкций
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru