Об этом свидетельствует сравнение результатов опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир». Количество россиян, приобретавших товары онлайн, возросло на 8% по сравнению с 2008 годом. Почти в двое стало больше активных сетевых покупателей, совершающих покупки в Интернете не реже одного раз в месяц.
В 2010 году сложившаяся тенденция сохранится. На это указывает, например, то, что в будущем приобретать товары через Интернет в конце 2009 года планировали на 11% респондентов больше, чем в августе 2008-го. Количество же негативно настроенных по отношению к онлайн-магазинам участников опроса сократилось до 4%, что втрое меньше, чем в 2008-м.
На Северо-Западе основные продажи через Интернет сосредоточены прежде всего в Петербурге. При этом доля покупок с использованием электронных денег относительно невелика. Самый распространенный вариант — заказы через Интернет с оплатой наличными на оптовых базах, куда доставляется товар. Там же установлены терминалы, через которые клиенты, не имеющие компьютера и доступа в глобальную сеть, могут сделать онлайн-заказ. Другой вариант — доставка выбранного через Интернет товара на дом.
В кризис обращение в Интернетмагазины чаще всего связано с тем, что они предлагают товары дешевле. Ведь у них и издержки меньше: не приходится держать помещения с прилавками и содержать розничную сеть. Однако в предыдущие годы покупатели часто жаловались на качество товаров, приобретаемых через Интернет. Это фиксировали и в обществе защиты потребителей, куда обращались за помощью пострадавшие.
В последнее время количество обращений стало меньше. Это объясняется тем, что, с одной стороны, под давлением крупных сетевых компаний исчезает мелкая лавочка, которая порождала больше всего претензий. Ну а крупные поставщики в условиях обострившейся конкуренции проявляют больше заботы о своей деловой репутации. С другой — покупатели стали лояльнее относиться к возникающим проблемам, понимая, что они покупают товар со скидкой. |