Пришедшее к власти на выборах 3 октября 2009 года новое правительство Греции, к удивлению европейского, да и всего мирового сообщества обнаружило, что бюджетный дефицит страны составляет 12,7 % вместо определенных нормами ЕС 3 % ВВП. Суверенный долг Греции в настоящее время составляет около 259 млрд евро, в текущем году стране понадобится примерно 50 млрд евро, чтобы выполнить свои обязательства по обслуживанию долга. При этом 12 млрд правительство Греции должно выплатить уже в апреле и еще 8,4 млрд евро — в мае текущего года.
В последние недели появилась пока неофициальная информация о том, что Германия, вместе с партнерами предоставит Греции кредиты на сумму от 20 до 25 млрд евро для обслуживания долга.
Однако Грецию «поддержали» Португалия, Ирландия, Испания, которые так же оказались в «сильно задолженном» состоянии.
Ситуация с государственным долгом, которая сложилась за последнее десятилетие в указанных странах, возникла совсем не случайно. Она была изначально заложена при формировании самой политической и экономической инфраструктуры Евросоюза, объединившем страны с существенными различиями в уровне развития экономик и финансовых систем. Например, экономика Германии составляет более 40 % ВВП Евросоюза против доли Греции в 2–3 %.
В момент объединения стран с единой валютой и Центральным банком, вдруг получилось, что облигации правительств как Германии, так и Греции имеют примерно одинаковый риск, поскольку деноминированы в одной валюте, а экономики и финансы этих стран подчиняются одним и тем же регулирующим нормам, прописанным в Маастрихтском соглашении.
Вполне естественно, что в этих условиях, страны, и раньше много занимавшие на финансовых рынках, но «дорого», стали занимать еще больше, но уже не просто «дешево», а рекордно «дешево»!
Как хорошо известно, свободная монетарная политика, определявшая поведение рынков в последнее десятилетие, привела сначала к необоснованному росту практически всех рынков, а дальше к самому тяжелому со времен Великой Депрессии кризису.
Он и «обнажил» заложенные десятилетие назад проблемы.
Создавая и принимая единую европейскую валюту, страны-участники учредили и прописали функции Европейского Центрального Банка и поручили этому учреждению проводить единую монетарную политику в Европе, в то время как сбор налогов и налоговая политика вообще, а это «вторая нога» (или колонна), как указывает один из основателей евро, Otmar Issing, не были переданы какой-то одной определенной структуре Евросоюза, а были оставлены в компетенции стран-участниц каждой в отдельности.
Только один этот факт делает евро абсолютно уникальной валютой, до этого не существовавшей в истории.
Кроме прочего выяснилось, что не существует отработанных механизмов надежного мониторинга экономической ситуации в отдельных странах, а так же механизмов оказания финансовой помощи и (или) поддержки слабых экономик более сильными.
И, наконец, помочь в настоящих условиях Греции, иными словами оплатить (хоть и временно и частично) ее долг, означало бы поощрение подобной политики, и, как следствие, немедленное появление «очереди» других государств еврозоны, находящихся в подобной ситуации.
Нет никаких сомнений в том, что за всю свою короткую историю евро ни разу не подвергался такому серьезному испытанию. Однако предположить, что страны еврозоны предпримут все необходимые для стабилизации и укрепления своей валюты меры, значительно реальнее, чем представить изгнание Греции, или уж совсем апокалипсический сценарий, согласно которому евро прекратит существование.
И еще долго именно евро будет оставаться единственной серьезной альтернативой американскому доллару, поскольку, при наличии других государств, придерживающихся жесткой монетарной политики и даже имеющих значительные природные, промышленные и финансовые ресурсы, других крупных валют просто не существует в природе. |