То ли под влиянием усиленной солнечной радиации, то ли излишнего усердия людей, живущих ближе к небесам, чем большинство смертных на нашей планете, но полтора года назад случился кризис, перекроивший представление финансистов о том, как надо составлять бюджет. Если прежде его стремились сверстать побыстрее и задолго до конца календарного года, то теперь тянут до последних дней, много раз поправляя уже утвержденное парламентариями в качестве закона. Оказывается, теперь слишком велик риск ошибиться и навлечь боль шой бюджетный дефицит. И тогда стране, региону, муниципалитету не свести концы с концами.
Уровень первый: все мы под нефтью ходим
Трагедия российского бюджета 2009 года была в том, что он был скроен под сиянием нефтяной радуги: главный продукт экспорта страны рос в цене как на дрожжах, побивая рекорд за рекордом. В бюджет заложили вполне умеренную по тем временам среднюю стоимость одного барреля нефти - $ 95 (в то время она уже была на $ 40-45 выше), и оставалось дальше только раскидывать доходы по статьям, всячески украшая невероятными возможностями и расходную часть бюджета.
Когда цена на нефть резко пошла вниз, в Кремле пару месяцев не могли в это поверить и только в самом конце 2008-го бюджет страны на 2009 год переверстали. Но от многих соблазнов в расходах уже было не удержаться, и потому понадеялись на твердую веру президента и премьера, что кризис затронет нашу страну меньше, чем остальных.
Почему-то все оказалось наоборот, и Россия пострадала больше других. Из-за этого расходная часть бюджета упорно, месяц за месяцем, опережала доходы. В итоге страна получила хоть и запланированный, но рекордный дефицит бюджета-2009, составивший, по предварительным данным Минфина РФ, 2 трлн 326 млрд руб. Он мог быть еще выше, если бы не искусство финансистов в планировании и корректировке. А так оказалось, что план по доходам все-таки перевыполнили на 9,3 %, а расходы сумели дополнительно к годовому заданию урезать на 2,8 %. Когда общий объем расходов подошел уже почти к 10 трлн руб., каждый процент экономии - это почти сотня миллиардов целковых. Сумма для любого субъекта РФ - астрономическая, но в Кремле ее запростомогут переложить с одного направления трат на другое.
Бюджет России на 2010 год принима-ли уже битые кризисом люди. И потому они деликатно положили в основу бюджета цену нефти заметно ниже реальной - всего $ 58 за баррель. При этом среднемесячная цена нефти во второй половине 2009-го ни разу не опускалась ниже $ 64 за баррель, демонстрируя тенденцию умеренного, но постоянного роста. Но в Минфине, обжегшись на нефти, как следует подули: на бюджет, минимизировав его до полного отсутствия рисков.
В итоге доходы бюджета-2010 запланировали почти на 400 млрд руб. меньше, чем их фактическое выполнение в 2009-м, а на расходы заложили, по сравнению с прошлым годом, всего на 220 млрд руб. больше, что при российской инфляции означает реальное сокращение расходов на гораздо более приличную сумму.
Но кручиниться по этому поводу не стоит, что уже убедительно показали два первых месяца этого года. Бюджет под напором из нефтяных скважин успешно перевыполняется по доходам (только за январь получено 10,6 % годового плана по сбору средств), и поначалу даже стал профицитным - в январе превышение доходов над расходами составило 66,1 млрд руб. Над головами власть держащих в стране опять засияло солнце.
Уровень второй: не всем с нефтью повезло
Результаты опроса, проведенного Центром стратегических исследований компании РОСГОССТРАХ и недавно обнародованного в СМИ, показали прямую зависимость степени удовлетворенности жизнью россиян от их связи с нефтяными вышками: самый высокий процент довольных жизнью людей (81 %) проживает в Тюменской области и городах Ханты-Мансийского округа. Не сильно отстают от них города и регионы, где расположились штаб квартиры нефтяных гигантов: Москва, Петербург, Башкирия, Татарстан. И чем меньше
"пахнет" в регионе нефтью и другими полезными ископаемыми, тем хуже там настроения людей. На самом дне - население моногородов типа Пикалево и Тихвина.
Федеральная власть не бросила всю страну на произвол кризиса, но настойчиво предложила регионам учиться выживать за собственный счет. А заодно передала в субъекты Федерации часть своей прежней ответственности за бюджетные расходы, не поделившись в полном объеме соответствующими доходами.
Как правило, Центр действовал по одному и тому же принципу: нужны дополнительные средства, вот вам удочка в виде налога - действуйте. К чему это приводит на деле, хорошо прочувствовали, например, власти Калининградской области, решившие пополнить бюджет за счет повышения транспортного налога и нарвавшиеся на яростное сопротивление людей. А волна протестов против дикого роста цен на услуги ЖКХ еще только поднимается. Но уже сегодня из Москвы грозят регионам всякими карами: не вздумайте злить народ. А как региональным властям удержать коммунальное хозяйство от развала, если его десятилетиями никто не латал?
Выступая в Петербурге на форуме "Стратегическое планирование в регионах и городах России", заместитель председателя комитета по делам Федерации и региональной политики Госдумы Галина Изотова признала, что дефицит бюджетов субъектов РФ в 2010 году составит 320-330 млрд руб. При этом федеральный бюджет сможет выделить на латание бюджетных "дыр" в регионах только 90 млрд руб., и это, по признанию бывшего главного финансиста Вологодской области, вызывает "большую тревогу".
Как верстали бюджеты субъектов РФ на 2010 год - тема отдельного исследования. До последнего предела не было известно, какими суммами одарит регионалов федеральный бюджет, и потому исходили из худших ожиданий. Поэтому даже без учета инфляции бюджеты областей и республик на Северо-Западе РФ на этот год уступают по своим объемам кризисным бюджетам 2009-го. Это в Кремле и Ханты-Мансийске кризис закончился, а в реальной жизни он только разгорается.
Уровень третий: не дразните муниципалитеты обещаниями
Большинство россиян проводят жизнь не на Старой площади и в Охотном ряду. Муниципальная власть наиболее адекватно представляет реальную жизнь и с наибольшими трудностями разгребает последствия кризиса.
Бюджет Архангельска, например, в прошлом году приходилось пересматривать неоднократно, как раз рассчитывая на собственные возможности. Город не дождался 450 млн руб. федеральных средств, предназначенных для капитального ремонта домов из Фонда реформирования ЖКХ. Примерно такая же сумма была недополучена из Москвы на расселение аварийного и ветхого жилья. Словно по иронии судьбы депутаты горсовета решили-таки изыскать средства на строительство нового кладбища в Соломбальском округе. Деньги (более 40 млн руб.) нашлись за счет содержания муниципальных служащих.
По такому же примерно пути пошли и во всех остальных городах СЗФО, где вообще-то количество муниципальных чиновников меньше, чем в любом департаменте солидного российского министерства, причем, с другим, конечно, уровнем бюджетного содержания. В Пскове, например, недавно решили сократить количество сотрудников муниципалитета с 314 до 265 человек. Получается примерно по одному чиновнику на тысячу жителей областного центра.
Чем меньше возможности муниципальной власти, тем более удручающую картину приходится наблюдать. Так, на совещании по итогам выполнения бюджета Парфинского района Новгородской области, губернатор Сергей Митин, как сообщало ИА Regnum, обратил внимание, что руководство Парфинского района намерено в 2010 году снизить неэффективные бюджетные расходы до 36,8 млн рублей, при этом планирует получить в местный бюджет примерно такую же сумму собственных доходов. "Получается, что доход районного бюджета почти полностью тратится неэффективно", - отметил губернатор.
Обычно губернаторы распекают своих подчиненных за неритмичность расходования бюджетных средств, когда до трети затрат падает на последний месяц года. В спешке ради освоения отпущенных сумм зачастую принимаются не оптимальные, а порой - бессмысленные решения. Но кризис и здесь внес поправки. И теперь чиновники радуются, как сделала это губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, тому, что переходящие с предыдущего года остатки бюджетных средств пополняют отощавший кошелек года наступившего.
Но, спрашивается, тогда в чем же смысл этого беззаветного корпения чиновников над финансовыми планами при составлении бюджетов
|