По оценке многих металлотрейдеров, улучшения ситуации в 2010 году ждать не приходится, что готовит участникам рынка новые испытания на прочность. По прогнозам ряда специалистов, падение спроса на металлопрокат в строительном секторе в 2010 году может составить 5–10 %. В промышленности также улучшений не произойдет…
Другие участники утверждали, что рынок, наоборот, может и вырасти. Во всяком случае, на нем обозначились отдельные сегменты потенциального роста. Напомним, что в конце 2008-го металлотрейдеры оказались одними из первых, кто в кризис начал оптимизацию бизнес-процессов и сокращение затрат, попытался повысить эффективность сервиса. В результате в 2009 году даже, несмотря на «низкий» сезон, часть компаний смогла нарастить объемы реализации, многие — вышли на безубыточность, а некоторые — получили чистую прибыль.
Правда, определенный круг игроков при этом покинул рынок. Северо-Запад в этом плане, как признали представители Российского союза поставщиков металлопродукции (РСМП), оказался в числе наименее пострадавших. В Сибири, например, с рынка ушли около десятка компаний, которые ранее числились в нише ведущих региональных игроков. В СЗФО подобная участь постигла только продавцов-посредников. При этом, правда, часть петербургских металлотрейдеров перегруппировалась — образовала альянсы или вошла в группы компаний. Тем не менее, доля фирм Северо-Запада в списке наиболее успешных компаний на российском рынке металлоторговли, по опросам ИИС «Металлоснабжение и Сбыт», во II полугодии 2009-го осталась достаточно высокой.
В частности, в первой сотне игроков были такие компании как «ТД Санеста-Металл», «Лист», «Актимиста», «Севзапметалл» (Петербург) и «Балтийская металлургическая компания» (Калининград)… Отметим, что по сравнению с аналогичным периодом 2008-го многие трейдеры существенно сменили позиции: одни опустились вверх, другие — вниз. Этим, кстати, во многом и объясняется противоречивость оценок перспектив металлоторговли в 2010 году. После того, как комапнии дружно сократили расходы на PR, маркетинг и логистику, в них всем стали заниматься не профильные менеджеры, а, как выяснилось, непосредственно заместители директоров компаний, объемы работы которых в кризис сократились.
Вот и анализ рынка получился специфическим, то есть локализованным преимущественно на тех сегментах рынка, которые попадают в поле зрения руководства, и нацеленным не столько на перспективы, сколько на выявление «пиков» в потреблении, во время которых можно заработать и по завершении которых надо успеть вновь свернуть активность. Другой вариант — поиск новых схем планирования продаж, которые строятся от динамики складских остатков, или по оценкам спроса. Отсюда понятно, почему запасы в 2009–2010 гг. так колеблются. В целом же все это не способствует стабильности внутреннего рынка.
|