Налоговый аудит как услуга может предоставляться отдельно или быть частью обязательного аудита. Такая услуга носит индивидуальный характер и оказывается поэтапно с фиксированием промежуточных результатов. Нередко заказчика удовлетворяет уже первый этап, если выясняется, что он регулярно переплачивал налоги из-за системных ошибок. Последующие этапы целесообразны при существенном увеличении оборотов или развитии новых видов бизнеса. По итогам такой проверки клиент получает документ, в котором отражаются выявленные в процессе аудита нарушения и ошибки, независимый эксперт дает также оценку налоговых рисков, предлагает рекомендации по минимизации налогов, а, при необходимости, — и по оптимизации схемы ведения бизнеса и договорных отношений.
Эксперт компании «Что делать Консалт» Анна Дроздова отмечает, что серьезная проверка налогов при обязательном аудите производится российскими аудиторскими фирмами: «Это, можно сказать, национальная особенность, которая сложилась де-факто из-за того, что исторически интересы фискальных органов в нашей стране значительно превалируют над интересами других внешних пользователей бухгалтерской отчетности, включая инвесторов. Обязательный аудит иностранных аудиторских фирм проводится по классической схеме и серьезную проверку налогов не включает». Именно поэтому часто клиентами по налоговому аудиту становятся те организации, обязательный аудит которых проводит аудиторская фирма из числа, например, большой четверки. Часто это касается организаций, учрежденных иностранными компаниями или физическими лицами, входящими в холдинги, чья консолидированная отчетность подтверждается транснациональными аудиторами.
Другая категория клиентов по налоговому аудиту — это организации, не попадающие под обязательный аудит, которым необходимо провести так называемый комплексный налоговый аудит или аудит отдельных налоговых обязательств. Приведем пример из практики проведения налогового аудита строительно-монтажных работ. Налоговые риски, связанные с операциями по договорам, предусматривающим выполнение работ из материалов заказчика (давальческое сырье).
Ситуация
Общество выполняет функции генподряда. В договоре с подрядчиком твердая стоимость работ не указана, а сделана ссылка на смету. В бухгалтерском учете Общества отражено списание строительных материалов. При этом Общество работы собственными силами не производит, а выполняет только функции генподряда. Первичные документы на списание материалов не представлены.
Нарушения
1. Согласно ст. 745 ГК РФ обеспечение строительства материалами является обязанностью подрядчика, если иное не указано в договоре. При этом такое обеспечение может производиться как в качестве поставки материалов по договору купли-продажи, так и в качестве давальческого сырья, то есть без перехода права собственности на него. Так как в рассматриваемом договоре ничего не сказано, то по умолчанию обеспечение должно производиться подрядчиком. Однако согласно представленным первичным документам по выполненным строительно-монтажным работам (Формы КС-2 и КС-3) стоимость по договору включает только работы без стоимости материалов (в данном примере мы не будем рассматривать вопросы заполнения форм при давальческой схеме обеспечения материалами).
2. В договоре отсутствует указание, что подрядчик выполняет работы из материалов заказчика, предоставленных им на давальческой основе, и что право собственности на них к подрядчику не переходит. Также не указано, что стоимость договора составляет сметную стоимость, уменьшенную на стоимость материалов. Кроме того, генподрядчик не оформляет соответствующие документы на передачу материалов подрядчику, а подрядчик не предоставляет генподрядчику отчет об использованных материалах при строительно-монтажных работах. Следовательно, отсутствует документальное обоснование списания стоимости материалов в учете генподрядчика, что приводит к риску непризнания этой стоимости в качестве расхода, принимаемого для целей налога на прибыль. Соответственно, если не признается расход, то возникает риск по НДС, принятому к вычету и приходящемуся на стоимость данных материалов. Таким образом, минимизировать налоговые риски, подготовиться к налоговой проверке нужно любой организации. Следовательно, практически каждая организация является потенциальным клиентом по налоговому аудиту. Также следует учитывать большую загрузку главных бухгалтеров, которые из-за постоянного цейтнота не всегда имеют возможность отследить все «новинки» законодательства; проконтролировать работников бухгалтерии, осуществляющих учет конкретных участков; внимательно и своевременно изучить договоры и другие первичные документы. Стоит отметить, что налоговый аудит не заменяет аудиторскую проверку бухгалтерского учета и отчетности, необходимую для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и выдачи заключения. Как правило, затраты на проведение налогового аудита в десятки раз меньше предотвращенных потерь. |