— Основная проблема вовсе не в том, что в систему общего и профессионального образования вкладывают мало средств и уделяют ей недостаточно внимания, — считает он.
— К сожалению, российское общество в целом пока не дало ответ, какие все-таки специалисты ему нужны. Сегодня. Завтра. В будущем. Нет и всемерно поддержанного четкого социального заказа. То, что делается, носит какой-то бессистемный характер и больше напоминает броуновское движение. В таких условиях даже взрослые не могут толком определиться, какими «воротничками» им быть. А что говорить о ребятах, которые только вступают в жизнь?
Надо сказать, что Илья Чистяков — признанный авторитет в сфере подготовки специалистов в области математики. Вместе с несколькими учеными еще в 1992 году он создал «Лабораторию непрерывного математического образования», которая стала настоящей кузницей профессионалов. Среди его учеников 2 доктора и более 40 кандидатов наук, свыше 150 питомцев получили образование в СПбГУ, а некоторые стали и победителями престижнейшего конкурса Intel-SEF в США.
— На мой взгляд, Россия была и остается богатой на таланты. Но наша система образования в настоящее время похожа на перевернутый вершиной вниз айсберг. Или пирамиду. Да, у нас проводят олимпиады, которые позволяют выявить наиболее талантливых ребят, определить лучших. Однако олимпиадами и конкурсами многочисленные проблемы образования не решить, поскольку в полной мере состояние образовательной системы они не отражают. И у меня всегда возникает вопрос: стоит ли вкладывать деньги в одаренных детей, если они впоследствии могут уехать из России?
По мнению эксперта, в стране складывается парадоксальная ситуация. Располагая огромным потенциалом талантов, Россия никак не может им правильно распорядиться. В результате те, кто очень перспективен с профессиональной точки зрения, нередко уезжают за рубеж. А навстречу им уже едут привлеченные огромными зарплатами кадры из-за рубежа, которые по своим характеристикам порой ничуть не лучше наших соотечественников. В результате мы платим дважды. Сначала за подготовку собственных перспективных специалистов, а затем — за «покупку» иностранцев.
— Есть и еще одна проблема, которая влияет на уровень подготовки специалистов. — говорит Илья Чистяков.
— Те, кто получил образование в педагогических вузах в 1970-е и те, кто получает его сейчас — совсем разные специалисты. Уровень подготовки педагогов падает. В результате работы таких «невыученных учителей» сегодняшние восьмиклассники порой не умеют складывать дроби. И эту проблему одними деньгами явно не решить... |