Начнем с вещи простой, но очень важной. Петербуржцы должны понимать, что все они тоже являются участниками уборки города, и принцип здесь такой: главное — не мешать! Когда хозяйка убирает квартиру, она загоняет всех с ногами на диван или отправляет погулять. Наведение порядка в городе — аналогичный процесс, поэтому все автомобилисты должны неукоснительно соблюдать правила стоянки по четным и нечетным дням на соответствующих сторонах улицы, уважительно относиться к работе водителей спецмашин, дворников и всех, кто задействован на уборке снега.
Пока в Петербурге на отдельные улицы просто нет возможности въехать не только уборочной технике, но и машинам скорой помощи, других служб. Такая же ситуация и во дворах.
В последние годы было много разговоров на тему крайней загруженности магистралей транспортом, но на практике сделано очень мало. Бывая за рубежом, я обращал внимание на обилие паркингов у транспортных узлов — тот же аэропорт во Франкфурте. Почему бы и у Московского вокзала, например, вместо очередного офиса не стоило построить многоэтажный паркинг? Сейчас мусолят вопрос о строительстве подземного паркинга под площадью Восстания. Но достаточна ли будет его вместимость, чтобы хоть немного разгрузить центр города?
Столь же необходимо строить выделенные площадки для стоянки автотранспорта во дворах для освобождения проездов. Думаю, если жителям предложить на выбор: строить во дворе по уплотнительной схеме новый дом или стоянку, то против последней больших возражений не будет.
А самый больной вопрос — въезд в центр города нужно срочно делать платным. Сегодня многие автовладельцы бросают свои авто, не задумываясь о том, что этим самым они не только мешают уборке города, но и способствуют образованию пробок, ухудшая и без того неблагополучную экологическую обстановку.
— Анатолий Владимирович, вы давно работаете в системе «Спецтранс», есть возможность сравнить разные периоды…
— Сравнение будет явно не в пользу нынешней власти города. Четверть века назад действовали по русской пословице — «готовь сани летом». Уже в мае собирали предложения от всех заинтересованных служб — Дорожно-мостового управления, Управления садово-паркового хозяйства, Жилищного управления, райисполкомов и многих других, всего около 100 организаций. После детального анализа, многочисленных контактов по снятию возможных разногласий готовился проект решения исполкома Ленсовета «Об уборке города в зимний период». Это был полноценный документ, оговаривающий все действия предприятий и организаций города, вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Отдельные приложения определяли, какое автопредприятие в какую автоколонну «Спецтранса» выделяет самосвалы для вывоза снега (всего выделялось 2500 автомашин, 1500 днем и 1000 ночью). При выпадении снега высотой более 10 см предприятия также адресно выделяли дополнительно до 1500 автомашин в сутки. Было прописано на случаи сильных снегопадов выделение дополнительной техники — автогрейдеров, бульдозеров, фронтальных погрузчиков. Были четко указаны адреса пунктов приема снега, согласованные с природоохранными службами, оговорены условия выброса снега в водные протоки, временного складирования снега на газоны (это разрешалось делать в первые сутки после окончания снегопада, когда снег имеет минимальное загрязнение). И что не самое последнее — определялась ответственность каждого руководителя за выполнение тех или иных обязательств. После принятия исполкомом Ленсовета документ становился Законом к действию в течение всего зимнего периода.
— Вам сразу могут возразить — времена другие, на дворе рыночные отношения…
— А кто мешает и в этой ситуации найти разумные решения? Почему нельзя, например, загодя заключить договора на выделение транспорта с частными организациями, оговорив все моменты сотрудничества и, прежде всего, порядок, при котором до минимума будет сведено время предоставления транспорта в пиковые периоды уборки снега. Город, проводя многочисленные тендеры на выполнение госзаказов, может включить в условия проведения некоторых из них отягчающие пункты, скажем, обязывающие победителя тендера выделять транспорт и иную технику для уборки определенной территории. Таких подходов для пользы города при желании можно предложить много.
— А разве это не является прямой задачей Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству правительства Петербурга?
— Еще года четыре назад я говорил коллегам, что при нынешней политике КБДХ первая же настоящая русская зима проявит все ошибки и промахи этого комитета в деле уборки города. Правда, история этих ошибок началась гораздо раньше. При ликвидации объединения «Спецтранс» в 1993 году в создаваемый КБДХ не был принят ни один руководитель высшего или среднего звена объединения. Само знание методов уборки, ее технологии приходит только с опытом. Именно поэтому в «Спецтрансе» пестовали свои кадры, в системе практически не было специалистов без солидного опыта. Теперь же возобладала иная практика. Начиная с 2005 года от руководства автопредприятиями «Спецтранс» по разным не всегда понятным причинам были отстранены 4 директора, имеющих стаж работы 30–35 лет. На их место пришли люди, не имеющие профильного опыта. Затем по принципу «новой метлы» была заменена и часть руководителей среднего звена, иначе говоря — нарушена преемственность. Медвежью услугу новичкам оказала и природа — четыре последних зимы были малоснежными, и молодым руководителям показалось, что для них в уборке города секретов больше нет. Абсурдны были не только кадровые, но и некоторые организационные решения. К примеру, был расторгнут контракт на уборку Красногвардейского района и правобережной части Невского района с крупнейшим и технически наиболее мощным в городе ОАО «Автопарк №7 «Спецтранс», а обслуживание этих территорий было передано ГУДСП «Гражданское», которое и в теплые зимы на пределе возможностей справлялось с уборкой Калининского района. Эти чиновные игры вышли теперь боком сотням тысяч людей в трех больших районах, которые долго вообще не убирали. Начальника ГУДСП «Гражданское» сняли с работы, но при всем желании он не мог обеспечить выполнение более чем вдвое выросших объемов работы без соответствующей технической базы.
— Существуют ли нормативы по уборке города?
— На одну автоколонну должно приходится 350-450 тыс. кв. м в центре города и 600-800 тыс. кв. м — в новостройках. В прежние времена с развитием дорожной сети строились и новые производственные базы для размещения уборочной техники, чтобы придерживаться указанных нормативов. Сейчас идет движение вспять. Так, если шесть лет назад Калининский и Красногвардейский район убирали 5 автоколонн, то теперь - только 3. Некомпетентность привела к перекосам в техническом оснащении «Спецтранса», где почти не осталось тяжелых машин и механизмов. Если в советское время работали на уборке снега 40–45 роторных снегоочистителей, то сейчас только 4. Их применение позволяло уже в первые сутки после снегопада выбросить незагрязненный снег в водные протоки, уложить на газоны по согласованной программе, а затем использовать их на погрузке снега в крупнотоннажные самосвалы и мультилифты (мусоровозы). Эта технология была производительнее стандартной в 7–10 раз. А отсутствие в «Спецтрансе» автогрейдеров привело ныне к тому, что и спустя три недели после окончания основных снегопадов большинство магистралей в новостройках оставались зауженными до 1–2 полос движения. Несколько лет назад «Спецтрансу» были переданы на обслуживание значительные площади тротуаров, для их уборки была приобретена техника, в том числе легкие тракторы. Как показала эта зима, таким тракторам не хватает собственного веса, чтобы сдвинуть мощный снежный вал. Автоколонны теперь недостаточно укомплектованы и традиционными снегопогрузчиками, называемыми в народе «хапами». Крен был сделан в сторону фронтальных погрузчиков, но они хороши на свободных магистралях, площадях. В стесненных условиях их маневренность ограничена, кроме того, при погрузке снега они вынужденно перекрывают движение.
— Специалисты говорят, что убрать снег с улиц — полдела, непонятно, где его складировать.
— В полемике о состоянии Петербурга нынешней зимой предлагалось вывозить снег за город, но об этом u1089 сначала нужно договориться с руководством Ленобласти. А главное — это увеличит сроки и затраты на уборку. Для нормальной работы необходимо иметь несколько мощных площадок для хранения реагентов и складирования снега в непосредственной близости к центру города. Они должны иметь систему отстойников и фильтров для минимального попадания отходов в грунт и воду. Одно из идеальных для этого мест — бывшие золоотвалы на Дальневосточном проспекте, правда, частично уже застроенные. Но такие площадки нужно выбрать безотлагательно и оборудовать, иначе город и дальше будет захлебываться грязным снегом. — А как вы, Анатолий Владимирович, относитесь к внедрению в уборку снега новых подходов и технологий? — Здесь уместен врачебный принцип «не навреди». В КБДХ, например, заявляют о переходе следующей зимой к обработке проезжей части только гранитной крошкой. Но, во-первых, такой эксперимент уже был десять лет назад, результат — отрицательный. Во-вторых, к любому нововведению необходимо готовиться. При применении гранитной крошки весь снег будет прикатываться к дорожному покрытию, что приведет к образованию бугров на дорогах. Чтобы их эффективно и качественно убрать, потребуется фрезерование трасс. Какая и сколько для этого нужно техники, во что это обойдется — на эти вопросы нужно сначала ответить, все взвесить, а уж потом принимать решение. И так предстоит действовать в любом вопросе, иначе деньги будут потрачены большие, а город останется не убран.
Справка
Анатолий Мартынов: 25 лет в системе «Спецтранс»
Анатолию Владимировичу Мартынову 59 лет. В Ленинграде в системе «Спецтранс» начал работать в 1973 году водителем. В 1974–1977 гг. возглавлял автоколонну автопарка №2 «Спецтранс», затем несколько лет руководил отделом эксплуатации городского управления «Спецтранс». Для обеспечения чистоты на объектах Олимпиады-80 (в Ленинграде проходил футбольный турнир) был переведен на должность зам. директора автопарка №6 «Спецтранс». Затем работал директором Петроградской автобазы «Спецтранс». С 2002 года — вновь зам. директора автопарка №6 «Спецтранс». Увлекался автоспортом, неоднократно становился победителем различных соревнований.
|