В Финляндии пивных ларьков нет. Здесь популярны закусочные киоски (grillikioski) - как в городах, так и на оживленных автомагистралях. Некоторые придорожные киоски выросли до небольших ресторанчиков и даже образовали сети, впрочем, весьма скромные: два-три заведения, объединенных общим именем - вот и все. Нередко владельцы у точек - разные, однако общая марка держится годами и исправно привлекает клиента.
История закусочных киосков насчитывает десятки лет, и вплетается в историю индустриализации Финляндии - строились заводы, развивалась дорожная сеть, нарастал объем автомобильных перевозок, а водителям грузовиков надо было есть сытно и не в сухомятку. С шестидесятых годов XX века стал популярен автомобильный туризм, а возле киоска, за дощатым столом, или прямо в машине, можно удобно и быстро перекусить.
Купить такой ларек - очевидная удача для предпринимателя, который ставит себе реальные цели и заинтересован в стабильности. И такое приобретение - реально.
Классический пример - ресторан-гриль Herkkules. В его названии удачно совмещены имя мифологического Геркулеса и финское слово herkku - лакомство. Геркулесов в Финляндии три. Один недавно был продан - практически сразу после того, как владелец объявил о своем намерении.
Два других ресторанчика расположены друг напротив друга на трассе Е18 в Порвоо. Ярмо Лехтомяки владеет ими с 1998 года, и с тех пор его небольшой бизнес наращивает обороты, потому что всегда найдутся желающие свернуть под указатель с лакомым названием, чтобы выпить большую чашку горячего кофе с булочкой, а то и основательно подкрепиться. Меню включает до полусотни сытных блюд: разнообразные гамбургеры, щедрые порции с гарниром на выбор, традиционный финский мясной пирог - большой карман, жареный в масле и начиненный фаршем, зеленью, сосисками - по выбору проголодавшегося клиента. В месяц в Геркулесе может столоваться до 6000 человек. Есть много постоянных клиентов, любят заезжать сюда и русские туристы, чему способствует меню, переведенное на русский язык. Хотя, казалось бы, относительно близко - большие автозаправки сети ABC, которые обычно душат малый бизнес дешевизной и эффективным пакетом услуг: при заправке есть и ресторан быстрого питания, и круглосуточный магазин, и продажа сувениров.
В чем секрет процветания Геркулеса?
- месторасположение: на самом краю Порвоо, на полпути между Хельсинки и Котка. Благодаря этому сюда заезжают не только дальнобойщики, но и люди, которые едут из Порвоо на работу в Хельсинки и перекусывают здесь поутру, и путешественники, у которых нет времени завернуть в город;
- продуманное меню: еда должна быть вкусной, не слишком оригинальной, однако отличаться от меню на больших заправках, и при этом ее можно быстро подать и быстро съесть. Поэтому здесь предлагается больше десяти видов одних только гамбургеров - а не 5-6, как в стандартном ресторане быстрого питания. Вкус разнообразится начинками, среди которых - яйцо, кебаб, сыр с плесенью и т. д.
- ценовая политика: цент евро бережет, и дальнобойщику, который питается за свой счет, важно, сколько стоит чашка кофе - 1.50 или 1.55, если в день он выпивает 5-6 чашек;
- организация труда: каждый сотрудник выполняет одновременно несколько простых операций - следит за кофеварками, подогревает булочки для гамбургеров и т. д. Всю финансовую часть ведет бухгалтер, представитель бухгалтерской фирмы: он рассчитывает зарплаты, готовит отчетность, консультирует по вопросам налого-обложения;
- время работы: маленький ресторан невыгодно держать открытым круглые сутки, он начинает свою работу в 6:00. Закрываются же симметрично расположенные ресторанчики в разное время - в 18:00 и в 20:00, что связано с различной интенсивностью движения на автостраде. В воскресенье, когда машин меньше, рестораны закрыты.
- оборудование: регулярно обновляется и обслуживается фирмами-производителями;
- заинтересованность сотрудников: зарплата начисляется по часам, с учетом надбавок за выходные дни и процента от продаж, и, хотя сотрудники не являются дольщиками в прибыли, они заинтересованы в стабильном доходе всего предприятия. Немалую роль играет и взаимное доверие между работниками и работодателем. Так, сотрудники отвечают за заказ продуктов, поддержание в исправности кухонного оборудования, соблюдение санитарных норм. Все счета оплачивает работодатель - и, по его словам, за все 10 лет эксцессов не было.
Сейчас Ярмо Лехтомяки принял решение о продаже своего бизнеса, но он очень заинтересован в том, чтобы Геркулесы - близнецы попали в хорошие руки - ведь у ресторана отличная репутация и свой узнаваемый стиль.
У Геркулеса неплохие перспективы - их открывает постоянно растущий поток российских туристов (до 80% всех клиентов в пик сезона). При ресторане можно было бы продавать продукты местного производства, например, любимую многими копченую рыбу, сувениры и мелочи в дорогу.
Владелец «Геркулеса» Ярмо Лехтомяки
Herkkules в цифрах
1. Открылись на трассе Е18 в Порвоо в 1998 году.
Число сотрудников — 7 чел. В каждом ресторане — по 30
мест. Обслуживают до 200 клиентов в день.
60% посетителей являются постоянными клиентами.
Доля русскоязычных клиентов: в среднем — 5–10% от числа
всех клиентов, в пик сезона — до 80%.
2. Самое популярное блюдо — гамбургер — от 3.20 евро.
Чашка кофе (марка Juhlamokka) — 1.50 евро.
Налог на добавленную стоимость — 15–22 %.
Минимальная зарплата сотрудника — 17 евро/час (включает
социальные выплаты).
Годовой оборот обоих ресторанов — 475 000 евро.
3. Проверяющие инстанции:
— строительная инспекция (только в случае перестройки
помещений, инспектор приглашается заранее);
— пожарная инспекция (только в случае ремонта, приглашается заранее);
— санитарная инспекция (проверка здоровья сотрудников,
образцы продукции) — 1 раз в 2 года.
Кафе-гриль продается со всеми приборами.
Хорошие возможности для расширения бизнеса кафе-сетей в Финляндии.
Дополнительная информация www.herkkules.com.
Контакты по-английски и по-фински jarmo.lehtomaki@herkkules.com,
по-русски makinenseppo@gmail.com, +358 40 50 60 430