Как-то по осени директор департамента подбора персонала компании AVANTA Personnel Оксана Почтивая призналась: найти подходящего работодателю кандидата удается, рассмотрев сотню-другую резюме. Причем это происходит даже тогда, когда требуется синий воротничок. И вывод напрашивается сам собой: с приходом новых экономических условий качество соискателей вовсе не стало лучше.
Избавились от балласта
Сколько лишних людей выявил кризис? В целом по стране сейчас около 7 млн официально зарегистрированных безработных, однако в реальности его жертвами стали не более 2 млн человек. Причем значительная доля - в моногородах. И хотя на рынок труда и вправду выбросили много рабочих рук (только в Петербурге около 40 тыс. человек), они оказались мало пригодны к употреблению.
В условиях кризиса кадровым службам компаний стало еще труднее. Нередко шеф, не вникая в суть проблемы, говорит примерно так: На рынке теперь полно разных специалистов, ищущих работу. Только свистни - набегут косяком. Поэтому найти нужного работника можно быстро и без затрат. Мало того, руководители стали более требовательны и разборчивы при рассмотрении кандидатур, поскольку конкуренция между соискателями выросла и можно поторговаться. Но есть ли смысл?
На деле кризис в поиске персонала мало что изменил. Да, в связи с переходом на режим экономии затрат штаты урезали. Иногда очень сильно. Но если компания не прекращает работу вовсе (а таких примеров единицы), в первую очередь она освобождается от относительно слабых работников. Поэтому и число соискателей возросло по большей части за их же счет. А выбирать самого сильного из заведомо слабых - не лучший вариант. В результате задача поиска сильных кадров (несмотря на высокую конкуренцию) проще не решается, а вот мероприятий по отсеву зерен от плевел сейчас приходится проводить в разы больше.
За постоянство
Другим фактором, затрудняющим поиск нужного работника в условиях кризиса, стало заметное снижение у потенциальных кандидатов тяги к перемене мест.
Мобильность персонала (причем независимо от квалификации) уже не та, что была год назад. Если вспомнить, то в начале-середине 2008-го многие сотрудники компаний (особенно молодые) были готовы менять работу по 2-3 раза в год, а <засидевшихся> на одном месте на 5 лет вообще считали ветеранами. Теперь многие держатся за место, и готовы поменять на лучшее только при гарантии. Стабильность - главный аргумент во время перемен.
К тому же при трудностях в бизнесе компании легче расстаются с теми, кто пришел недавно и еще не прижился на новом месте. Для руководителя уволить такого сотрудника и психологически легче, и юридически проще. И каждый, кто меняет работу, на всяком новом месте оказывается в положении такого же уязвимого новичка. Поэтому в условиях кризиса люди крепче держатся за то, что имеют. Лучше уж синица в руке:
Дорого и сердито
Профессионалы констатируют: несмотря на коррекцию, которую внес кризис в представления соискателей о будущей работе, рынок труда хоть и изменился, но квалифицированные сотрудники как были, так и остаются в дефиците.
Причем речь идет не только об управленцах высокого уровня и узкопрофильных специалистах, но и о линейных менеджерах, служащих и даже рабочих. Даже кандидаты, находящиеся в самом незавидном положении (к примеру, выпускники вузов), не очень торопятся адаптироваться под требования рынка. У студентов до сих пор нет понимания, что диплом не дает им права претендовать на деньги, которые получает опытный профессионал, - констатируют в Kelly Services.
А работники, востребованные рынком (специалисты по продажам, инженеры и т. д.) и вовсе стоят по-прежнему дорого. И на поводу у посредников или работодателей идут редко: они себе цену знают.
Терпенье и труд
Какая категория соискателей наиболее терпелива в процессе трудоустройства? Самая неквалифицированная:
Как показал опрос портала SuperJob, российские кандидаты, если работа в конкретной компании им действительно интересна и необходима, согласны на любое число собеседований. Но особо терпеливы те, кто имеет оклад до 15 тыс. рублей в месяц: 70?% из этой группы кандидатов готовы место выхаживать.
Однако в большинстве российских компаний (68%) принято проводить собеседования не более чем в 2-3 приема, а еще в 13% (в основном, в малом бизнесе) довольствуются и одним. Многократные встречи с кандидатами (от четырех) практикует 13% предприятий, к которым чаще всего относятся крупные столичные фирмы. |