В условиях экономического кризиса значение декабрьских распродаж возрастает многократно. Ведь за 10 месяцев 2009 года обороты розничной торговли, по отношению к аналогичным показателям 2008-го, серьезно снизились: на 8,3% - по России, на 9% - по СЗФО и на 11,9% - по Петербургу.
По словам начальника управления торговли Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Петербурга Сергея Палинчука, продажи за декабрь составляют примерно 17-20% в обороте компаний. Традиционно высокие дивиденды от праздничной лихорадки получают производители подарков, а также продуктов питания.
Новогодний торговый бум имеет и оборотную сторону. Появляется возможность реализовать даже самый никудышный товар, в том числе - и с истекшим сроком годности. Потребители, поддаваясь праздничному ажиотажу, в большинстве случаев не обращают на такие <мелочи> внимания.
С ростом потребления возрастает и количество жалоб на некачественные товары, которые поступают в соответствующие инстанции. Причем жаловаться потребители предпочитают уже после праздников - на свежую голову.
По мнению начальника отдела контроля качества СПбГУ Центр контроля качества товаров, работ и услуг Елены Ткаченко, перед Новым годом с особым вниманием стоит подходить к покупке продуктов питания, обязательно знакомиться с условиями хранения этих продуктов и сроком годности. И ни в коем случае не покупать на кассе те товары, которые по инструкции должны храниться в холодильнике, даже если на них предлагают сумасшедшие скидки.
Если же некачественный товар все же попал к вам на праздничный стол - отчаиваться не стоит. Не так давно КЭРППиТ подписал договор о контроле качества товаров с рядом торговых сетей. Теперь по заявлению обманутого потребителя специалисты Центра могут выехать на контрольную закупку и проверить качество товара, который вызывает у потребителя сомнение. А вот если неудачная покупка была совершена с лотка или передвижного прилавка, где торговля в большинстве случаев ведется без необходимых разрешений, то найти и наказать виновных будет гораздо сложнее.
После пожара в пермском клубе Хромая лошадь, причиной которому, по предварительным данным, стало использование пиротехники, многие заговорили о необходимости полного запрета на ее свободную продажу и использование. По словам С. Палинчука, единственным органом, который имеет право проверять торговцев фейерверками, является МВД. До сих пор каких?то серьезных нарушений выявлено не было, поэтому нет оснований говорить об ограничениях на оборот данного товара. Другое дело, где и как используется пиротехника.
МНЕНИЕ
Александр Векшинский,
профессор кафедры маркетинга СПб
госуниверситета сервиса и экономики
-Все предновогодние покупки имеют в сознании человека символический смысл. Здесь работает некая магия, желание сформировать для себя будущее. Помнится, прошлый год мы встречали в условиях нарастающего кризиса, и психологически люди были готовы ужаться, потребление падало. Сейчас основная психологическая позиция потребителя - показать кризису, что его нет. В данном случае есть опасность вернуться к старому способу потребления - того, что человеку на самом деле не нужно. И я хотел бы обратиться ко всем, кто стремится в эти дни в магазины за предновогодними покупками, с призывом отказаться от приобретения мишуры и переориентироваться на действительно необходимые и полезные вещи. |