Недавно рабочая группа Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), проанализировав зарубежный опыт регулирования IP-телефонии и ситуацию на отечественном телекоммуникационном рынке, пришла к выводу, что IP-телефонию нельзя запретить, но регулировать надо.
На аналогичные мысли наталкивает анализ рынка на Северо-Западе: значительный объем операций операторов IP-телефонии скрыт в тени. Например, официально в Петербурге количество игроков с 2006 года сократилось в 5 раз, однако, по косвенным данным, от этого меньше использовать Интернет-каналы не стали. Бурный рост IP-телефония испытывала до 2006 года, когда доля VoIP в общих доходах услуг связи выросла с 3,6% до 8,6%.
В 2005 году законодатели нанесли по рынку удар с помощью новых "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия": в них была введена плата за пропуск междугороднего трафика от местного оператора. Тариф за присоединение сделал услуги VoIP низкодоходными из-за конкуренции с мобильной связью. Часть операторов продала бизнес операторам фиксированной связи. Однако в 2007-2008 гг. операторы нашли способы решения проблем: скажем, можно организовать связь так, будто звонки идут через зарубежные Интернет-шлюзы. Этот рынок рассчитан в основном на физлиц.
Продвижение корпоративных систем IP-телефонии в этот же период в Петербурге пошло по другому пути: через приобретение мини-АТС и их интеграцию с Интернетом. По мере роста пропускной способности волоконно-оптических сетей объем продаж, например, систем унифицированных коммуникаций Cisco вырос более чем на 25%, при этом СЗФО занимает около 10% бизнеса Cisco в РФ. В кризис интерес к ним не угас.
В связи с этим IP-телефонией занялись и в "Северо-Западном Телекоме", который рассчитывает на VoIP в том случае, если у абонентов нет доступа к обычной телефонии. В частности, в новых домах в Петербурге предлагается вместо проводов проводить "оптику". Идет также перевод транспортной сети на IP-коммутацию, что позволит более эффективно использовать ее ресурс и снизить себестоимость передачи голоса. О снижении цен при этом пока не говорится.
В целом объем рынка IP-телефонии в Петербурге в 2007 году составил около $44 млн (+25% к 2006-му). В 2008-м он оценивался в $54 млн. В дальнейшем учет осложняется тем, что часть трафика на международную и междугородную связь проводные операторы проводят уже по IP-каналам. Соответственно сформировалась тройка основных игроков - "Ростелеком", "ВымпелКом" и "МТТ", которые способны занять до 96% рынка.
Однако общую картину способны испортить рядовые пользователи Интернета, которые все больше стали осваивать компьютерные программы типа Skype и Sipnet как альтернативные варианты дальней связи. Чем быстрее Интернет, тем больше шансов для установки качественных соединений. Поэтому основное падение ожидается именно в этом секторе.
Вот почему традиционные операторы призвали государство помочь им конкурировать с IP-сервисами наподобие Skype. Основная тонкость в том, что подобные клиентские программы соединяются друг с другом напрямую, без участия сервера, что затрудняет перехват разговора и учет трафика VoIP. Если, конечно, в борьбе не объединятся все владельцы Интернет-магистралей для блокирования трафика Skype-приложений. А в этом деле без государства не обойтись: по доброй воле владельцы каналов глобальной паутины шагов не предпримут. Ведь голосовая передача данных - отличный способ стимулирования трафика. В комиссии РСПП не считают блокирование VoIP лучшим выходом. Тем не менее решено, что дорабатывать законодательство придется. Проблема в том, что видов IP-сервисов много и пока нет единых принципов их регулирования. |