В кризис, тем не менее, как отметили эксперты, лояльность абонентов осталась достаточно высокой. И это пока не меняет прежней расстановки сил как в Петербурге, так и на Северо-Западе. Дело в том, что в кризис операторы "большой тройки" оставили своим клиентам меньше выбора: при кажущемся разнообразии предложений все они сбалансированные - выигрыш в одной услуге компенсируется необходимостью платить дополнительно за другие сервисы. При этом основные бонусы рассчитаны на активных пользователей: при скромном трафике их не получить.
Между тем категория "многоговорящих" уже давно определила свои пристрастия. И в кризис ведет себя умеренно консервативно. Именно поэтому в "МегаФоне", "МТС" и "ВымпелКоме" не видят особого смысла в мероприятиях "по перетягиванию каната" в этом сегменте. К сожалению, у петербургской публики развита трепетная любовь к своему номеру, и она, в отличие от московской, не склонна поддаваться на акции с переходом на временные тарифные планы. Изредка абоненты для экспериментов заводят себе второй телефон, но пользуются им нечасто. Такое поведение лишает операторов азарта борьбы. И петербуржцы имеют то, что имеют: самые непривлекательные для "малоговорящих" по сравнению с другими регионами тарифные планы.
То же самое касается и корпоративных клиентов: по опросам, лишь в некоторых компаниях при поездках в другие регионы командированным оплачивается покупка сим-карты местного оператора для экономии затрат на связь. На эту статью расходов по-прежнему многие предприниматели обращают недостаточно внимания. Во многих компаниях возможности структурной оптимизации расходов на связь только рассматриваются. Потому что в большинстве предприятий поступили достаточно банально: часть должностей ликвидировали. Кроме того, сократили круг сорудников, которым положен корпоративный мобильник. Из отчетов "ушла" соответствующая доля счетов. И на полученной экономии высшее звено руководителей пока поставило "точку". Механизмы более тонкого регулирования вводят редко. Например, лишь 5-10% компаний провели мероприятия по ограничению доступа к мобильному трафику в корпоративных сетях. Еще меньше доля тех предприятий, кто пользуется инструментами автоматизированной фильтрации звонков. Подобные мероприятия требуют предварительных затрат. Это и сдерживает дальнейшую отимизацию расходов.
Кроме того, часть корпоративных клиентов в докризисное время в Петербурге внедрила "пакетные" предложения одного из операторов сотовой связи, в котором предоставляются льготы при комплексном обслуживании (сотовая связь, цифровая телефония и Интернет). Эффект от этого получен. И о дальнейшем совершенствовании сетей связи пока на предприятиях не задумываются.
Теперь операторы мечтают о том, чтобы сделать нечто подобное для "домашних" пользователей. Уже есть интересные продукты, которые сочетают в себе весь комплект сервисов: конвергентная связь (проводная и сотовая), цифровое телевидение плюс Интернет. Однако они пока, во-первых, слишком дороги, чтобы получить широкое распространение. Во-вторых, подобные предложения доступны не всем. И, в-третьих, у операторов сказывается сильная инерция в развитии: последние пресс-конференции и "круглые столы" в Петербурге показали, что "большая тройка" в кризис практически не изменила установок по "окучиванию" частных абонентов - рынок Петербурга считается "насыщенным" сим-картами, поэтому ставка делается на качество обслуживания и предложения дополнительных услуг. И никого не смущают тревожные сигналы, которые подает рынок: всплеск продаж, который отмечался еще недавно по продажам сим-карт вместе с модемами явно не адекватен нынешнему мобильному интернет-трафику. Многие пользователи крайне редко выходят через GSM-сети в глобальную паутину, мало скачивают медийных файлов. О провале затеи с просмотром телепередач через Интернет говорит вывод на рынок средних по цене сотовых трубок со встроенным ТВ-тюнером (по типу FM-радио). Мобильные "прибамбасы" приятны. Но в кризис - это роскошь.
На практике оптимизация продаж операторов "большой тройки" в Петербурге идет прежде всего за счет интеграции с салонами цифровой связи (реализация) и банковским сектором. Это дает возможность, прежде всего, для ускорения оборота средств, поступающих от оплаты услуг сотовой связи, и упрощения реализации дополнительных сервисов операторов.
В "МТС", в частности, не скрывают, что открытие в 2009 году в Петербурге и Ленинградской области 25 магазинов-салонов компании способствует "закреплению" клиентов и выполнению главной цели для ОАО "МТС" "Северо-Запад" в 2009-м - держать лидерство на рынке по размеру активной абонентской базы как в Петербурге, так и на Северо-Западе. Основным конкурентом в этом плане выступает "ВымпелКом". Но уже нельзя сбрасывать со счетов и "Теле2". |