- Екатерина Владимировна, сейчас стало модным обсуждать тему саморегулирования. Строительным организациям законом предписано с 2010 года работать в рамках СРО. Насколько это влияет на бизнес риэлторов? Насколько костюмчик саморе-гулирования удобен для них? Ведь рынок недвижимости нельзя назвать "прозрачным"...
- Наверное, не случись кризис, мы бы превратились в СРО. Но мы решили подождать. Основной задачей уходящего года стало сохранить бизнес компаний, которые входят в ассоциацию. Сохранить саму ассоциацию как инструмент влияния на рынке. Остаться в цивилизованных рамках. Нам удалось выполнить эти задачи. Только 5 компаний покинули ассоциацию. Но их место заняли другие. Общее количество членов ассоциации увеличилось.
Намеченная программа антикризисных действий принесла эффект. В сентябре 2009 года на совещании национального совета Российской гильдии риэлторов выяснилось, что из 57 российских ассоциаций (1,7 тыс. компаний), которые входят в гильдию, только 4 сумели сохранить свои позиции на рынке и не сократили свои ряды. В том числе - Ассоциация недвижимости Московской области, Уральская палата недвижимости, Нижегородская ассоциация риэлторов и наша ассоциация. Нас даже попросили поделиться опытом. Если говорить коротко, то велосипед мы не изобретали. Набор мер, которые целесообразно было провести в кризис, где-то стандартный. Необходимо держать руку на пульсе событий, вести мониторинг, заниматься анализом рынка, чтобы поспеть подготовиться к переменам.
Саморегулирование для строителей это обязательно. Для риэлторов - нет. Однако движение в сторону саморегулирования - естественный процесс, связанный с развитием рынка. Ведущие риэлторские компании еще в 1993 году осознали, что надо попытаться найти точки соприкосновения интересов и установить свои профессиональные стандарты.
- В кризис люди не склонны раскошеливаться за услуги. Услуги риэлторов - это не слишком дорогое удовольствие для потребителей?
- Нам часто приходится слышать, что тот или иной потенциальный клиент не видит смысла платить за услуги риэлтора. Каждый сам вправе оценивать свои риски. Просто хотелось бы развеять некоторые мифы. Стоимость сервиса риэлторской компании в среднем не намного отличается от услуг частных агентов. Просто "частники" берут себе все вознаграждения за сделку. В кризис многие риэлторские компании снизили свои комиссионные. И, например, при покупке квартиры на первичном рынке отдел долевого строительства агентства недвижимости, как правило, работает по ценам застройщика, с учетом всех действующих скидок и не берет дополнительных денег с клиента. За услугу фактически платят стройкомпании, заключающие соглашение с риэлтором.
Однако в кризис доля тех, кто отваживается на сделки с недвижимостью самостоятельно, действительно, увеличилась. Но незначительно. На мой взгляд, такая тенденция повышает риски клиентов.
- А как вы оцениваете в целом уровень рисков в кризис?
- В последние годы, наоборот, отмечалось значительное снижение уровня рисков при заключении сделок, если оценивать ситуацию с точки зрения мошенничества, криминала. Однако кризис слегка подпортил картину. В 2009-м риэлторы отмечают рост доли проблемных сделок. Примерно вдвое увеличилось количество арестов и запрещений на регистрацию сделок от государственных органов.
- Что еще изменилось на рынке недвижимости в кризис?
- В целом рынок остается нестабильным, хотя осенью на нем наметились положительные тенденции. Проблемы начались уже в августе 2008 года, когда едва ли не вчетверо сократилось количество откликов по рекламным объектам. После небольшого осеннего подъема рынок достиг своего минимума, на мой взгляд, в декабре 2008-го - январе 2009 года. Затем рынок двигался циклично - с небольшим подъемом в апреле, падением в мае и августе и небольшим пиком вверх в сентябре-октябре, когда отмечался его рост, по сравнению с нижней точкой в кризис, примерно вдвое. Однако уже в ноябре стало заметно сползание вниз. Надо полагать, тоже временное. В качестве положительных факторов можно назвать влияние отложенного спроса, некоторую оттепель в ипотечных сделках, сохранение стабильного спроса на ликвидные объекты, снижение предложений со скидками.
Больнее всего на рынке недвижимости кризис ударил по небольшим компаниям. Крупные тоже натерпелись, пришлось оптимизировать затраты и направления деятельности. Например, снижение сделок по купле-продаже жилья могло сопровождаться периодами, когда росли объемы договоров по сдаче офисов, квартир и комнат в аренду.
В кризис агентам пришлось вспомнить практику оформления сделок по обмену жилья: на эту услугу появился спрос. Увеличилась доля прямых продаж. Это обычно случается, когда рынок не растет, а цены имеют склонность к снижению. Наблюдается сравнительно устойчивая тенденция по стабилизации сделок по цепочкам продаж. Они редко разрываются по инициативе продавцов. Однако при этом нет особых "обломов" и со стороны покупателей. Можно сказать, что сложилось хрупкое равновесие спроса и предложения. В целом же в 2009 году наблюдается тренд увеличения цены квадратного метра по сравнению с самым неблагополучным периодом.
- Екатерина Владимировна, вы упомянули ипотеку. А насколько в целом банки сейчас готовы идти навстречу клиентам при процедурах оформления сделок?
- Главное, что в крупных банках наконец перестали испытывать проблемы с ликвидностью. Что касается ипотеки, то условия выдачи кредитов смягчились незначительно. Риэлторы, со своей стороны, также содействуют получению кредитов. Если требуется жилье, а накоплений не хватает, люди все равно вынуждены обращаться в банки. Но, к сожалению, для многих ипотека пока не стала доступнее.
Хотелось бы отметить еще и другой момент: в кризис все процедуры в крупных банках заметно формализовались. Причем, если ставки по ипотеке немного снизились, то стоимость услуг по аренде банковских ячеек и обслуживанию банковских карт выросла. Более лояльны к клиентам небольшие банки. Но там степень защиты ячеек значительно ниже. Есть случаи незаконного проникновения в ячейки.
Банковские регламенты работы депозитариев нередко не учитывают специфики риэлторских сделок. При этом до сих пор не сложилось эффективной системы безналичных расчетов. Услуги аккредитивов, когда речь идет о крупных суммах, для клиентов слишком дорогие. При переводе денег в рамках филиальной сети одного и того же банка со счета на счет в разных городах стали взимать комиссии. Неудобство доставляют лимиты по снятию денег.
Мы хотели бы обсудить эти проблемы с Ассоциацией банков Северо-Запада. |