Депутаты Госдумы РФ должны были обсудить закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" еще 11 ноября, но перед самым чтением документ с повестки заседания парламента был снят. Разработчики решили внести в него еще ряд корректив, серьезно удививших участников рынка. Например, в новой редакции законопроекта записано, что премии, которые производители выплачивают сетевикам за высокий объем продаж, не должны превышать 10%.
Интересно, что ограничения касаются только отечественных компаний, а на иностранные не распространяются. Авторы документа таким способом хотели поддержать небольших поставщиков, а в результате, как считают специалисты, поставили всех отечественных производителей в одинаково невыгодные условия.
"Сетям будет выгодно работать с иностранными поставщиками, потому что для них премия не ограничена. Не всегда понятно, зачем все это делается, особенно если учесть, что 70% работающего населения занято в торговле", - комментирует директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов.
В документе, уже поступившем на ознакомление депутатов в Госдуму, есть еще несколько изменений. Так, запрещаются скидки на поставку социально значимых товаров, а значит, снижать на них цены сетям придется за свой счет, а не за счет производителя. Пойдут ли они на это - неизвестно.
До сих пор остается открытым вопрос и об отмене так называемой платы "за вход", когда производитель платит ритейлеру за возможность торговать в сети. То же самое касается и отдельного вознаграждения за выкладку товара на наиболее продаваемых полках.
По словам Александра Павлова, инициатива платить "за полку" принадлежит самим производителям, так как грамотный мерчендайзинг серьезно увеличивает продажи. Если же такую плату отменят, вопрос о том, кому достанутся самые выгодные места, будет никак не регламен-тирован.
Однако, как считают эксперты, строгость российского законодательства часто компенсируется необязательностью его исполнения. Поэтому рассчитывать, что после 1 января 2010 года, когда закон о торговле должен вступить в силу, взаимоотношения между торговыми сетями и их поставщиками радикально изменятся, не стоит. |