- ФАС рассматривает жалобы компаний на нарушения в области государственного заказа. Сколько поступило жалоб в 2009 году, и какие наиболее распространенные?
- Точные данные будут в конце 2009-го, но очевидно, что в этом году больше жалоб, чем в прошлом. Что касается наиболее распространенных, то это недопуск к торгам и нарушения при формировании конкурсной документации. Значительно меньше жалоб на процедурные вопросы и на несправедливое подведение итогов. Как правило, если фирма допущена к торгам, то дальше выбор идет более-менее объективно.
- Поправки, которые в Федеральный закон 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 1 марта внес ФЗ 308, как-то повлияли на эту статистику? Авторы поправок говорили об их антикоррупционной составляющей.
- Федеральный закон 308 содержит ряд уточнений к Закону "О размещении заказов...". Что касается статистики, то по определенным категориям стало поступать меньше жалоб. Например, в ФЗ 308 уточнен порядок определения эквивалента товара (услуги), что исключает субъективное влияние комиссии при его определении. Кроме того, Закон установил очень жесткие требования к заказчику. Если раньше участнику конкурса могли отказать из-за непронумерованной страницы, отсутствия печати и т. д., то теперь установлены четкие требования к оформлению конкурсных заявок.
- 1 ноября 2009 года в силу вступил еще один документ - порядок оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации. Способен ли этот документ снизить уровень коррупции при проведении тендеров? Эксперты в этом очень сомневаются...
- Помимо борьбы с коррупцией государство еще заинтересовано в том, чтобы закупать то, что необходимо для решения стоящих перед ним задач. Такое право у заказчика есть, и ликвидировать его нельзя. Считать, что закон пропишет все до мелочей, как это необходимо делать, особенно с качественными показателями, не стоит. Это очень сложно. Поэтому в настоящее время закон выглядит таким образом.
- Недавно на пресс-конференции вы заявили о том, что полномочия УФАС расширяются. Сможет ли ФАС теперь дисквалифицировать проштрафившихся чиновников?
- Такая норма есть в законе, но мы можем только инициировать процедуры дисквалификации. Это должно быть неоднократное нарушение - 2 раза в течение трех лет. А окончательное решение все равно будет оставаться за судом.
- За последние годы хотя бы один чиновник-нарушитель лишился своей должности?
- У нас нет такого правила, что если мы находим нарушение и штрафуем чиновника, одновременно мы ставим вопрос перед вышестоящим начальством о его увольнении. С моей точки зрения, это прямая обязанность любого руководителя: если его подчиненные что-то натворили, то надо принимать меры.
- Малыми предприятиями в России считаются фирмы, имеющие оборот до 400 млн рублей в год и штат сотрудников до 100 человек. Благодаря такому определению в Петербурге около 60% государственных закупок размещается у субъектов малого предпринимательства. Как вы считаете, не ущемляет ли такое широкое определение малого бизнеса конкуренцию?
- Таких жалоб со стороны малого бизнеса нет. Более того, я готов согласиться с администрацией. Малый бизнес получает достаточно много контрактов. У нас город развивается интенсивно. Скажем, в сфере строительства развитие идет не только за счет возведения новых микрорайонов, а в основном благодаря реновации и реставрация. Вполне логично, что ремонтом кровли, например, занимается малый и средний бизнес.
Вопрос в другом. Самое большое число предприятий малого бизнеса зарегистрировано в сфере торговли и общественного питания. Это такие отрасли, по которым конкурсы по госзаказу, как правило, не разыгрываются.
- На сайте УФАС опубликовано сообщение о ситуации с Хасанским рынком, в котором вы открыто обвиняете Смольный в нарушении закона о конкуренции и даже Конституции РФ. Складывается ощущение, что УФАС уже отчаялось как-то повлиять на ситуацию с рынком. Это так?
- Насчет жеста отчаяния я не согласен, но фактически история с Хасанским рынком завершена. Мы исчерпали все судебные ресурсы и возможности бороться за свое решение. На сайте констатация, к чему привели действия администрации Петербурга. Если раньше бизнес сам хотел построить рынок, то сегодня на это тратятся деньги налогоплательщиков. Это показывает, что администрация, в конечном счете, была не права, когда не смогла договориться с бизнесом и когда не выполнила наше предписание.
- Что, по-вашему мнению, помешало городской администрации пойти навстречу малым предпринимателям?
- Сложно сказать. Я думаю, позиция администрации менялась в процессе развития ситуации. На определенном этапе, когда появилось решение антимонопольного органа, у них наверняка возникло ощущение, что было сделано что-то неправильно, но в силу, прежде всего, амбиций Смольный настоял на своем. А надо было вовремя сориентироваться, тем более что в городе не так много цивилизованных рынков, где есть возможность для работы представителей малого бизнеса.
- Вы следите за ходом слушаний закона о торговле в Государственной думе? Складывается ощущение, что антимонопольные пункты постепенно "вымываются" из закона под давлением торговых сетей.
- Я готов с этим согласиться. Предложения, которые изначально делала ФАС, трансформировались в мягкие. В частности, по экономической концентрации рынков и по ряду других вопросов. Но пока закон находится в стадии рассмотрения, рано говорить о том, что получится на выходе.
Государство, с моей точки зрения, должно думать о безопасности и стабильности в этом сегменте. У нас достаточно малых предприятий - производителей продуктов питания, и у них должна быть возможность результаты своего труда доставлять до потребителя. Любой большой бизнес начинается с малого. В противном случае у нас замрет экономика.
- Глава ФАС РФ Игорь Артемьев называет Россию "страной картелей". Сколько картельных сговоров петербургским УФАС было выявлено в 2009 году?
- Картели - это самая замаскированная форма нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому пока ты его не раскрыл, можно только предполагать, что он существует. По России, насколько мне известно, в 2009 году было раскрыто меньше 200 случаев. В Петербурге мы активно пытаемся работать по сговорам на торгах - это тоже форма картелей. Если брать другие рынки, то законченных дел пока нет. Ведутся расследования, но пока об этом рано говорить.
- Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский любит повторять, что для выхода из кризиса необходимо продолжать либеральные реформы и развивать конкуренцию. Вы можете оценить работу Смольного в этом направлении?
- Можно, конечно, на эту тему поразмышлять, и ответ будет неоднозначный. Когда администрация приглашала в город тех же автопроизводителей, то, безусловно, это было развитие конкуренции. И администрация выступает в качестве надежного партнера по отношению к крупному бизнесу, будь то отечественный или зарубежный, но я не могу то же самое сказать о малом и среднем бизнесе. Отношение к инвесторам со стороны администрации отличается.
- С тех пор как начался кризис, ФАС стала одним из главных ньюсмейкеров в экономической сфере. Вы чувствуете эту дополнительную ответственность?
- Наверное, потому что антимонопольное законодательство выполняет функцию одного из основных регуляторов экономического развития. Когда обостряется борьба за ресурсы, в том числе за кошелек потребителя, появляется много соблазнов добраться до них кратчайшим путем, нарушая закон о защите конкуренции.
Мы ощущаем на себе внимание общества и в таких вопросах как тарифо- и ценообразование. Люди думают, что мы в этом вопросе в чем-то не дорабатываем. Может быть, это отчасти и справедливо, потому что ФАС входит в правительство и несет солидарную ответственность за его решения. Не все в нашей власти. Антимонопольный орган не настолько самостоятелен, чтобы формировать окончательные условия экономического развития. Это не призыв изменить нам статус. Просто появление у правительства еще одного оппонента, который мог бы формировать собственную позицию по проблемам экономического развития страны, наверное, было бы не лишним.
Олег Коломийченко:
18 лет во главе петербургских антимонопольщиков
Коломийченко Олег Васильевич родился в 1949 г. в г. Конотопе (Сумская область Украины). Окончил факультет экономической кибернетики Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова.
С 1975-го по 1991 год работал в отделе комплексного развития хозяйства Ленинграда и Ленинградской области Центрального экономического НИИ Госплана РСФСР на должностях от экономиста до начальника отдела. Затем - в Комитете по экономической реформе мэрии Петербурга. В 1991 году назначен руководителем Санкт-Петербургского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Автор более 100 опубликованных работ по проблемам развития Петербурга и Ленинградской области, теории и практики антимонопольного регулирования. Инициатор и организатор движения "Сделано в Петербурге". Организатор общественного совета по рекламе по Петербургу и Ленинградской области и региональной общественной организации "Общественный совет по инженерному жизнеобеспечению Санкт-Петербурга". Соучредитель журнала "Конкуренция и рынок".
Заслуженный экономист России. Кандидат экономических наук.
|