В 2009 году реальные доходы граждан Петербурга по сравнению с аналогичным периодом 2008-го возросли на 10%. Возникает вопрос: почему же при этом продажи машин упали столь непропорционально? Ответ кроется в структуре доходов: они увеличились в основном за счет доходов наиболее обеспеченных граждан. Средний класс, наоборот, в зарплатах потерял. Отсюда неудивительно, что изменилась и структура покупок машин.В целом региональный рынок по сути вернулся к уровню, ниже которого просто уже некуда падать.
Такой точкой отсчета можно считать начало 2000-х: до 2004 года граждане тратили на содержание автомобилей, ремонт и бензин примерно столько же, сколько и на покупку машин.
Далее авторынок стал "нагреваться", когда расходы граждан на покупки легковушек вчетверо превысили текущие расходы автомобилистов. Теперь эти два показателя снова приблизительно сравнялись.
Правда, по сравнению с 2004 годом, как видно из исследований, затраты в 2008 году на содержание автомобилей, ремонт и бензин удвоились. Это значит, что активная часть населения даже в пик кризиса машины на "прикол" не поставила. Транспортными средствами продолжают пользоваться. А значит, по крайне мере, этот парк автомобилей будет обновляться. И продажи соответственно стабилизируются.
Правда, эта тенденция неустойчива. Дело в том, что традиционные циклы на авторынке "сбиты". Обычно весной, в начале осени и перед Новым годом отмечались пики продаж. В 2008-м осень оказалась, наоборот, провальной. Ноябрь дал некоторый подъем, а конец года фактически "заморозил" продажи. Затем в январе - феврале они "оттаяли" на волне ожиданий девальвации рубля - клиенты приносили все свои рублевые накопления, расплачиваясь наличными. Зато в конце весны 2009 года, когда "кубышки" опустели, а рубль показал, что не собирается обесцениваться по отношению доллару, образовался заметный спад в продажах машин. В июле и августе, когда начали раскручиваться программы субсидирования автокредитования для машин отечественной сборки, снова был отмечен некоторый подъем, который в сентябре и октябре сменился плавным движением вниз.
То, что доходы богатых в 2009 году увеличились, только усиливает волатильность авторынка. Многие малые предприниматели приобретали квартиры и машины, чтобы брать кредиты под их залог в банках. В конце 2008-го часть таких машин продали. Теперь они их снова покупают. Кроме того, в ряды покупателей влилась определенная категория госслужащих. Причем и те, и другие приобретали машины "премиум" класса. На них брали кредиты в банках на драконовских условиях - лишь бы официального не подтверждать доходы. |