В кризис автокредиты оказались малодоступными для населения. До кризиса их выдавали в среднем под 14% годовых. С октября 2008 года не только увеличилась процентная ставка, но и ужесточились условия выдачи зай-мов, что привело к дополнительным затратам для клиентов как по условиям страхования, так и по установке систем сигнализации. Кроме того, выросла величина первоначального взноса. В середине лета 2009-го средняя ставка стала снижаться. Однако условия выдачи кредитов остаются тяжелыми. И в этом плане послаблений пока не предвидится.
Самые низкие проценты по автокредитам - у BSGV и Сбербанка (16%), за ними идут ВТБ-24 и Росбанк (18%). В Юникредит предлагают программу под 19% годовых. Еще несколько банков продвигают продукты под 20% (Банк Москвы, Raiffeisen, BNP Paribas, Русфинанс, Юниаструм банк). У остальных игроков проценты значительно выше. Например, у АльфаБанка - под 26% годовых. На срок больше 5 лет кредит не предлагает никто. Минимальный авансовый платеж в рублях - не менее 20%. Самый большой спрос на программы, рассчитанные на 3 года.
На банки с государственным участием приходится основная доля покупок недорогих машин, которые стимулируются в рамках программы поддержки отечественного автопрома. В сегменте дорогих машин ведущая доля принадлежит BSGV, доля которого в Петербурге составляет 26% от всех выданных в городе автокредитов. За 10 месяцев банком было выдано их более 6,35 тыс. на 2,6 млрд руб. Это означает, что на рынке, по крайней мере, некоторые игроки намерены, потеснив конкурентов, постепенно восстанавливать прежние объемы автокредитования. Подобное, разумеется, под силу окажется далеко не всем. Ведь до кризиса российский рынок автомобилей демонстрировал уверенный рост. Однако в результате мирового экономического кризиса объем продаж сократился, по данным Минпромторга РФ, более чем на 40%. Еще больше оказалось падение автокредитования. Особенно - в сегменте подержанных автомобилей, где объемы автокредитования сократились, по оценкам специалистов, на 50-60%. Максимальный объем покупок бывших в употреблении машин в кризис приходился на декабрь 2008 года - в период, когда был зафиксирован ажиотажный ввоз автомобилей по импорту.
Рост объема продаж предыдущих лет в значительной степени был обусловлен бурным развитием автокредитования. Высшей точки доля покупок новых машин, приобретенных с использованием автокредитов, достигла в 2007 году - 48%. В денежном выражении эта доля была, правда, меньше - 34%. Это указывает на то, что основной приток покупателей произошел в нижнем и среднем сегменте автомобилей. В 2009-м эти показатели сократились соответственно до 25% и 19%.
Сдерживающими факторами на рынке автокредитования стало снижение покупательной способности населения, появление склонности к сбережениям и опасения жить в кредит (увеличение доли отложенного спроса), высокая стоимость обслуживания автокредитов и увеличение цен на автомобили из-за ослабления рубля по отношению к доллару, а также увеличение таможенных пошлин на ввоз машин.
Несмотря на все это в перспективе специалисты ожидают стабилизацию рынка автокредитования в случае, если в РФ сумеют решить проблему стимулирования потребления. На рынке продаж автомобилей дополнительными стимулами служат внедрение совместных программ производителей и банков, государственное субсидирование кредитов на покупку автомобилей российской сборки в ценовом диапазоне до 600 тыс. руб. Не исключено, что перечень автомобилей, которые можно приобрести по льготной госпрограмме, в РФ расширят. Также обсуждается проект расширения списка банков, которые допускаются к участию в этой программе. Кроме того, стратегия Центробанка и увеличения доступности финансовых ресурсов нацеливает крупных игроков на снижение стоимости автокредитов.
Если в начале кризиса в банках свернули сначала ипотечные программы, а потом и автокредитование, то теперь в них просыпается интерес к автокредитованию. Особенно с учетом того, что появились программы кредитования, субсидированные иностранными и отечественными производителями машин.
МНЕНИЯ
Дмитрий Тимофеев
гендиректор ООО "PPT" Розничные кредиты"
- В 2009 году продажи автомобилей сократились на 40%, в октябре - спад на 53%. Более всего этот процесс затронул рынок подержанных автомобилей. Исключение в последнее время по продажам отечественных машин - здесь наметилась позитивная динамика продаж. Первые признаки стабилизации появились летом. Возможно, за счет привлечения накоплений населения. Что касается автокредитов, то за 9 месяцев их объем вырос на 19%. Причем, за один только октябрь - на 15%. Это указывает на то, что рынок оживает. Тем не менее, на нем сохраняются отрицательные факторы. Среди них - продолжающееся сокращение клиентской базы у крупных игроков рынка. Это касается как автодилеров, так и подразделений банков, которые ведают автокредитами.
Егор Андриянов
и.о. гендиректора Санкт-Петербургского филиала BSGV
- Перспективы рынка автокредитов на 2009-2010 гг. неплохие. Ожидается восстановление спроса на заемные ресурсы от населения. Улучшение условий кредитования произойдет по мере роста конкуренции между банками. |