А Деловая авиация осталась востребованной во время кризиса. Во-первых, она сохранила своих прежних клиентов - люди обеспеченные не отказались от полетов по городам РФ. Наоборот, в кризис они стали чаще мотаться по регионам. А с учетом неразвитости сообщений выбор транспортного средства был в некоторых случаях предопределен.
Во-вторых, она приобрела новых клиентов. Небольшими самолетами обзавелись как госструктуры, так и некоторые предприятия. К такому решению подтолкнул общий рост авиатарифов у традиционных операторов. Впервые за последние годы содержать деловой самолет в России стало удобнее и даже в некоторых случаях выгоднее, чем постоянно прибегать к услугам на рынке внутренних пассажирских перевозок, где цены нередко превышают стоимость международных рейсов.
Деловая авиация в РФ по-прежнему находится на этапе становления, но она уже стала влиять на рынок. При этом в кризис в таможенном оформлении оказалось пять самолетов, а за три предыдущих года в страну ввезли всего два воздушных судна типа "авиатакси".
По данным Центра национальной геополитики, парк российской деловой авиации уже насчитывает триста самолетов. При этом сдерживающим фактором становится уже не столько цена на небольшой экономичный самолет, сколько административные барьеры. Многие не летают потому, что запрещено. Существует жесткая разрешительная система, которую никак не удается отменить. Принятия закона об аэродромной сети добиться не удалось. Нет законодательства о доступе частных воздушных судов к взлетно-посадочным площадкам. Им нельзя использовать аэродромы военных баз, потому что владельцы транспортных самолетов ВВС хотят сохранить монополию на перевозки со своих площадок до гражданских аэропортов:
Однако далеко не все эксперты согласны с оптимистическими оценками состояния рынка. Например, аналитики JP Morgan утверждают, что рост в деловой авиации наступит не раньше 2011 года. В РФ этот рынок ни при каких условиях не может расти, если в целом на мировом рынке деловой авиации наблюдается глубокий спад. Хотя и появились первые признаки стабилизации, колебания в поставках бизнес-джетов (небольших самолетов для перевозки пассажиров) указывают на "неопределенность ситуации" в 2009 году, за которой может последовать дополнительный спад в 2010-м. |