Если раньше в структуре рынка риски "КАСКО" и "ответственность" были приблизительно равны, то в кризис первая группа рис-ков увеличилась до 62% от всего объема премий. Положение дел у российских авиаперевозчиков ухудшилось. На это повлияло постепенное выведение из эксплуатации старой и неэкономичной отечественной техники, банкротство ряда авиационных компаний и предприятий, сокращение операторов рынка воздушных перевозок. Больше всего выбывает самолетов Ил-86 и Ту-154. При этом растет количество лизинговых сделок по приобретению подержанных самолетов иностранного производства. Даже бывшие в употреблении воздушные машины оказываются эффективнее старых отечественных самолетов. Процесс замены флота, в свою очередь, ведет к увеличению страховых сумм.
С начала 2009 года свою деятельность прекратили 14 российских авиакомпаний. Часть перевозчиков поставили свои старые самолеты на "прикол". В результате общее количество договоров страхования уменьшилось. Однако при этом эксплуатируемые суда были дострахованы. На эту меру их владельцы были вынуждены пойти: ранее они стремились занижать реальную стоимость флота, чтобы меньше платить страховщикам. В нынешних условиях все понимают: шило в мешке не утаишь, как и повышенные риски за эксплуатацию старых машин. Это еще одна причина увеличения страховых премий. В итоге то, что несет убытки авиакомпаниям, оборачивается дополнительными доходами страховщиков по авиаКАСКО.
Что касается страхования ответственности воздушных перевозчиков, то на этом рынке действовали противоположные тенденции: с одной стороны, сокращалась интенсивность полетов воздушных судов, проводилась оптимизация сетей авиамаршрутов из-за уменьшения пассажиропотока. На внутренних линиях это делалось еще и по соображениям экономии: кризис заставил закрыть самые недоходные рейсы. На международных линиях всплывали также ограничения "по шуму" ряда самолетов, в том числе, и части закупленных подержанных бортов зарубежного производства. Все вместе взятое мешало вырасти и итоговой премии страховщиков. Но при этом по мере обновления парка развивались сервисы по страховому покрытию ответственности перед пассажирами и третьими лицами, как предписывал Воздушный кодекс РФ и конвенции ИКАО (международной авиационной организацией). По экспертным оценкам, общая сумма получилась положительной: премии по страхованию ответственности по сравнению с аналогичным периодом 2008-го увеличились.
Наилучшие показатели по объему премий в этом плане показали компании, в портфеле которых преобладали риски КАСКО над рисками ответственности. Например, в список лидеров вышла СК "СОГАЗ", приняв на страхование парк воздушных судов крупных российских авиаперевозчиков (ГТК "Россия", "Атлант-Союз", "Газпром-авиа"). Следом за ней идет "Авикос-Афес". В списке наиболее крупных игроков, присутствующих на рынке Северо-Запада, компании "Ингосстрах", "Военно-Страховая Компания", "Спасские Ворота". |