Попытки разработать закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" продолжаются не первый год. Авторам документа была поставлена задача - сформировать четкие и всем понятные нормативно-правовые основы регулирования, а вместе с тем и саморегулирования торговой деятельности в России. Как оказалось, это практически невозможно. Ведь с разных сторон закон затрагивает интересы и производителей товаров, и переработчиков, и продавцов мелкой розницы, и крупные торговые сети. Не стоит забывать о главном интересе - потребителя. Хоть кто-нибудь да должен остаться недоволен. Пока что недовольны все.
Удар по доминантам отбит
Дискуссия последних месяцев в основном заточена вокруг антимонопольных статей законопроекта. В первоначальном варианте предполагалось установить относительный порог доминирования для торговых сетей на уровне 15% от доли товарного рынка в конкретном муниципальном образовании и абсолютный в 1 млрд рублей накопленного товарооборота. Инициатива Федеральной антимонопольной службы вызвала резкое недовольство ритейлеров, и в конечном итоге относительный порог сначала подняли до 25%, а потом и сами антимонопольщики неожиданно предложили ввести ограничения только с 2014 года.
По мнению сетевиков, позаимствованный за рубежом опыт регулирования торговых сетей предполагает, что этот рынок уже сформирован и остается только поддерживать в нем здоровую конкуренцию. В России же он только недавно начал формироваться, поэтому ограничения могут этот процесс затормозить. По словам заместителя гендиректора "Ленты" Андрея Карпова, доля сетевой торговли в РФ не превышает 10-12%.
Ритейлеры, обладающие мощным лоббистским ресурсом, пытаются "похоронить" еще несколько позиций законопроекта. Так, их не устраивает желание государства замораживать цены на социально значимые товары в течение 90 дней, если те вдруг подскочили в отдельном регионе на 50%. Хотят торговые сети и полностью отказаться от ограничения торговой наценки. Ритейлеры напирают на антирыночный характер таких мер и пугают возможным дефицитом и очередями.
Утром стулья - вечером деньги
Пытаются продвигать свои поправки и производители. Главные их надежды связаны с законодательным ограничением отсрочек по платежам со стороны сетей. Если у поставляемого на прилавок супермаркета товара срок годности 10 дней, то максимум через две недели деньги должны вернуться к производителю. Сегодня же отсрочки достигают нескольких месяцев.
А вот попытки мелких сельхозпроизводителей попасть в торговые сети вряд ли увенчаются успехом. Против этого ритейлеры и крупные поставщики выступают единым фронтом. Даже если поправки, предполагающие ограничение скидок на большие поставки в сетевые магазины и запрет на бонусы, которые платят производители за право в них торговать, будут приняты, это вовсе не значит, что супермаркеты откроются для малого бизнеса.
Второе и третье слушание законопроекта состоятся в ноябре, а в силу документ вступит 1 января 2010 года. Однако споры вокруг закона вряд ли стихнут.
МНЕНИЯ
Павел Исаев,
директор по корпоративным коммуникациям компании "Юнимилк"
- Мы за взвешенный и сбалансированный подход. Закон о торговле должен определить общие правила работы рынка, не дискриминируя ни одну из сторон. Более того, закон должен направить все стороны на повышение эффективности своих производственных процессов. Сегодня эта эффективность остается низкой среди всех участников цепи и не соответствует покупательной способности населения. Еще раз повторю, мы за регулирование общих правил игры, рассчитанных на долгосрочную перспективу, а не за микроменеджмент на государственном уровне.
Андрей Карпов,
заместитель генерального директора компании "Лента" по работе с государственными структурами
- Предложенные поправки в закон о торговле содержат попытки вновь активно вмешаться в повседневную деятельность торговых сетей. Так, введение запрета на продажу продукции ниже закупочной цены не позволит торговым сетям проводить акции, а покупателю получить товар по максимально выгодной цене. Попытка зафиксировать наценку, максимальную продажную цену и запрет на возведение новых объектов фактически вводит запрет на профессию и снижает азарт конкуренции, все это ввергнет самую динамично развивающуюся отрасль в стагнацию. Настораживает также желание депутатов регулировать объем продаж импортной продукции именно в магазине, а не наладить регулирование прохождения товаров на госгранице.
Хотелось бы, чтобы законодатели понимали, что любая ошибка, допущенная при работе над законопроектом, мгновенно получит отражение на полке - от повышения цен до исчезновения многообразия товаров.
Василий Захарьящев,
депутат Госдумы РФ, председатель Союза садоводов России
- Новый закон скорее декларирует, чем обеспечивает независимость садоводов и фермеров. В торговые сети садоводов не пускают, а примеров, когда кооперативы скупали бы у них излишки продукции, очень мало. Я сам скормил птицам пятьдесят килограммов черноплодки - мне некуда ее девать, а черноплодка - это ценнейший материал для производства соков. Россия же сегодня импортирует 80 % соковых материалов. В законе необходимо четко прописать преимущественное право сельхозпроизводителей создавать собственные кооперативы, рынки, торговые сети и магазины шаговой доступности. |