До сих пор единых правил оценки конкурсных заявок по госзаказу не существовало. Каждый заказчик определял их самостоятельно, что давало немало поводов говорить о пристрастности бюджетных распорядителей, которые имели возможность разрабатывать технические задания под конкретного поставщика. Единый для всех порядок оценки конкурсных заявок призван покончить с этой порочной практикой.
В документе прописано, какими критериями должна руководствоваться конкурсная комиссия, оценивая заявки участников. Критерии эти разделены на две группы: ценовые и неценовые. К первой группе относятся стоимость работ и дополнительные расходы заказчика, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием поставляемого товара. Неценовыми критериями считаются качество предоставляемых товаров и услуг, объем и срок гарантий, квалификация участника конкурса и т. д.
Удельный вес критериев второй группы увеличивается по мере усложнения требуемых для государственных нужд работ. Например, при выборе поставщика научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ заказчик должен будет учитывать не столько стоимость этих работ у претендентов на госконтракт, сколько <качество> потенциального поставщика: его профессиональную специализацию, имеющийся опыт в выполнении аналогичных работ, соответствующую области задания квалификацию персонала и т. д.
Специалисты восприняли перечень с изрядной долей скепсиса. Новый порядок хоть и заставляет чиновников в буквальном смысле слова действовать <по правилам>, обеспечить объективность конкурсных процедур на все сто процентов он не в состоянии.
"Принципиально ничего не меняется, правила написаны не очень жестко, - комментирует постановление Правительства РФ директор Центра эффективных закупок "Тендеры.Ру" Кирилл Кузнецов. - У заказчика остается возможность получать решения, которые он хочет, исходя из тех критериев, которые прописаны".
МНЕНИЯ
Юлия Волкова,
директор по маркетингу специализирующегося на госзакупках информационного агентства "Трейд.Су"
- Считаем, что постановление Правительства Российской Федерации, вступившее в силу 1 ноября, не решает вопрос коррупции при организации конкурсов по государственному заказу. В отношении некоторых критериев определения победителя конкурса постановлением по-прежнему допускается использование аналитического или, иначе говоря, "экспертного" метода начисления баллов каждым членом конкурсной комиссии. Другими словами, постановление не исключает субъективной оценки поданных заявок, что влечет негативные последствия для участников конкурса и порождает злоупотребления. Постановление будет работать против коррупции при условии, что каждый член комиссии будет оценивать указанные критерии по-честному.