Иностранный турист, въезжающий в нашу страну, заключает договор не с российской компанией, а с туроператором в своей стране. И с ним же в досудебном или судебном порядке выясняет отношения при возникновения претензий. Случаев, когда гость требовал бы возмещения в России, не зафиксировано. Но страховые компании, с подачи Всероссийского союза страховщиков (ВСС), пытаются навязать принимающим российским туроператорам те же тарифы, что и компаниям, отправляющим туристов за рубеж. Однако в реальности они фактически делают деньги из «воздуха», поскольку заранее известно, что претензий никто предъявлять не будет.
Туроператоры по въездному туризму платят за страховую гарантию в 10 млн рублей по тарифу, который установлен ВСС еще в 2007 году, из расчета 2,4 % от страховой суммы с минимальным поправочным коэффициентом 0,96. И этот рекомендованный тариф не дифференцирован для компаний по въездному и выездному туризму, несмотря на колоссальную разницу в страховых рисках. Но о каком размере «рекомендованного» тарифа может идти речь, если все происходит в сфере добровольного страхования?
Как подчеркнул председатель Комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Леонид Флит, ситуация со страхованием в области въездного туризма требует скорейшего вмешательства.
«Понятно, что отказываться от бизнеса, при котором страховка оформляется, а выплат нет, добровольно никто не будет, - уверен Леонид Флит. - Теоретически могут быть и туроператоры, которые спят и видят, как вытеснить с рынка конкурентов. Но почему в этой нечистоплотной игре участвуют госорганы? Неужели интересы нескольких компаний настолько дороже национальных?»
По оценке участников рынка, практика страхования ответственности в сфере въездного туризма приводит к вытеснению малого бизнеса. Ведь на небольшие компании, на которых он как раз и держится во многих регионах страны, эти траты ложатся тяжелым бременем в то время как, по сути, просто бессмысленны.