Как лучше летать - регулярным или чартерным рейсом? Есть мнение, что если за тур вы платите больше тысячи долларов, то можно позволить себе первый вариант, а если меньше - лучше выбрать чартер.
Разница между чартерными и регулярными рейсами достаточно большая. И главное отличие чартеров в том, что такие самолеты вынуждены летать в “окнах” между регулярными рейсами, поэтому часты опоздания. Случаев когда туристы подолгу сидят в аэропорту в ожидании своего самолета, за год накапливается достаточно много. И если уж такая задержка носит массовый характер, о ней становится известно широкой общественности через СМИ. Последний громкий случай - пассажиры чартерного рейса авиакомпании “Глобус” (дочка S7 Airlines) на 8 часов застряли в Домодедово по пути в Эйлат.
Крайне важным нюансом для туриста является то, что стоимость билета на чартер включена в цену самого тура. И получается, что при задержке вылета турист недополучает услугу, которую уже оплатил. Если из 7 оплачиваемых дней отдыха в Турции турист сидит сутки в аэропорту, то налицо явное нарушение прав потребителя. Однако о механизме разрешения подобных проблем в соответствии с законодательством РФ - позже.
Чартер надо знать в лицо
Однозначно сказать, что чартер - это плохо, было бы неправильно. Чартеры выполняются по схеме “цепочки”, когда самолет привозит туристов и тут же увозит тех, кто завершил свой отдых. Поэтому обратно можно улететь через 7 или 14 дней, что соответствует сроку стандартных туров на популярные курорты. Однако на массовые направления рейсы заказывают несколько раз в неделю, поэтому дату возвращения можно спланировать заранее. Бывает и так, что чартерный самолет ждет туристов весь период их отдыха. Такая практика распространена, в том числе, и на некоторых тропических курортах, куда не летают регулярные рейсы. Но это дорогие полеты.
Общее мнение о том, что чартерами летают только старые самолеты, не совсем верно. Обычно все перелеты выполняют на одних и тех же рейсовых самолетах Ил-86, Ту-154 и тихих Ту-154М. Выбор типа самолета зависит от загрузки: если продали много билетов, полетит Ил, если недобрали - Ту.
Принято также считать, что многие минусы чартера компенсируются ценой. Однако введенный за послед-нее время топливный сбор поставил такие перевозки практически в один ценовой ряд с регулярными.
Забронировать чартерный самолет под силу очень крупному туроператору, имеющему оборот свыше 1 млрд руб. Потому довольно часто туркомпания “поднимает чартер” не одна, а в пуле с несколькими другими турфирмами. Блоки мест в самолете могут выкупать также мелкие компании. Таким образом, пассажирами чартеров чаще всего являются клиенты разных турфирм, имеющие на руках путевки, уже включающие чартер.
Однако попасть на такой рейс можно и без турпутевки. Особенно это выгодно тем, кто направляется в индивидуальную поездку. Но надо учитывать, что если путь лежит в столицу Франции, чартерный самолет прибудет не в сам Париж, а в аэропорт одного из его пригородов.
Взыскать можно, но с кого?
Всегда надо помнить, что чартерные рейсы обслуживаются в последнюю очередь. И если по истечении полутора суток пассажиры все еще не вылетели, то можно считать, что рейс сорван. В такой ситуации по закону пассажир вправе потребовать компенсации морального и материального ущерба. До сих пор быстрого механизма, как это осуществить, у нас нет. Юристы расходятся во мнении: одни советуют предъявлять претензии руководству турфирмы, даже если она является посредником, другие - рекомендуют обращаться сразу к перевозчику, так как есть билет, по которому авиакомпания обязана доставить вас на место назначения.
К сожалению, вышеперечисленные проблемы - лишь часть, с которыми может столкнуться пассажир чартерного рейса. На практике их может быть гораздо больше. Это кому как повезет. В нашей стране эту услугу можно сравнить только с рулеткой.
|