C 25 декабря начались массовые вылеты новогодних чартерных рейсов, аэропорты работают с повышенной нагрузкой. По предварительным данным, на отдых за рубеж отправится до миллиона российских туристов. От сбоев никто не застрахован...
Зачем нужны чартеры? Прежде всего, чтобы удо-влетворить спрос на массовых направлениях.
По новым авиационным правилам, в случае задержек рейсов авиакомпании обязаны предоставить всем пассажирам с детьми до 7 лет место в комнате матери и ребенка. Заметим, что в лучшем по этой позиции аэропорту в стране - Домодедово - в таком помещении всего 80 посадочных мест, в других - несопоставимо меньше. Таким образом, это правило выполнить уже не удастся.
Задержки чартерных рейсов (часто из-за плохих погодных условий) в первую очередь бьют по работе крупных, а значит - наиболее перегруженных аэропортов. Накапливается целая цепочка из отмененных рейсов. Когда вылеты разрешают, первым зеленый свет дают регулярным рейсам, так как они являются приоритетными.
Еще одна причина - технические неисправности самолетов. Если у авиакомпании возникает проблема с самолетом, то исправный борт поставят на регулярный рейс, даже если придется задержать чартерный. В связи с тем, что чартеры на одном направлении, как правило, соединены в цепочку, то при задержке одного рейса сбивается расписание всех по-следующих вылетов.
В 2007 году Росавиация предприняла беспрецедентные шаги, сократив из-за постоянных опозданий вылетов на зимний сезон 2007-2008 гг. до 25% чартерных рейсов трех авиакомпаний. В октябре этого года авиационное ведомство направило уведомление в адрес ГТК “Россия” об отказе в выполнении зимней чартерной программы 2008-2009 гг.
Однако ситуация на рынке чартерных перевозок остается непростой, а главное - трудно разрешимой.
“Авиапассажиры практически бесправны в случае задержек чартерных рейсов”, - считает экс-руководитель Росавиации Евгений Бачурин. Это, по его мнению, приводит к тому, что иностранные чартерные перевозчики начинают завоевывать российский рынок.
С мнением чиновника согласны и в Российском союзе туриндустрии. Как сообщила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, Воздушный кодекс РФ предусматривает, что в случае задержки рейса пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию из расчета 25 рублей за каждый час ожидания, но при этом общая сумма компенсации не может превысить 50% от стоимости билета. Для сравнения: в Европе в такой ситуации закон обязывает авиаперевозчиков выплачивать каждому пассажиру от 250 до 600 евро.
Как правило, за мизерными компенсациями россий-ские пассажиры не идут, даже если до этого в аэропорту были готовы не оставить камня на камне от авиакомпании. Более того, правила прописывают, что авиакомпания должна через два часа с момента задержки дать пассажирам питьевую воду, еще через два часа - горячее питание, но нет ни слова о том, какие будут санкции, если она этого не сделает.
Между тем недавно Рос-авиация объявила, что собирается ужесточить правила выдачи авиакомпаниям сертификатов на осуществление перевозок. Это должно усилить конкуренцию на рынке. Тем более что эксперты прогнозируют: в 2009 году объем пассажиропотока снизится на 10%.
Специалисты рынка, объективно оценивающие ситуацию, понимают, что угрозами наказать виноватых все проблемы не решить. Государственная политика должна быть направлена на введение штрафов, сопоставимых с европейскими нормами. Тогда авиакомпании будут внимательнее распределять летный ресурс своих самолетов. А приостановка действия лицензий ударит в основном по интересам пассажиров. Кроме того, сокращение чартерных рейсов может существенно поднять цены на популярные туры.
|