Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

«РЖД» спешит в XXII век - ЭиВ N 48 (732)
ТРАНСПОРТ
«РЖД» спешит в XXII век
No. 48 (732) 22.12.2008
Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года предусматривает 2 варианта – минимальный и максимальный. При этом выбор параметров будет на практике зависеть от того, по какому пути станет развиваться в этот период страна
Минимальный вариант предполагает, что экономика России по-прежнему будет базироваться в основном на экспорте топлива и иного сырья. Согласно этому варианту к 2030 году грузооборот на железнодорожном транспорте вырастет, по сравнению с 2007-м, в 1,46 раза, а пассажирооборот - в 1,16 раза.

Максимальный же вариант, нацеленный на то, что Россия в значительной степени переориентирует свою экономику на производство различных машин, оборудования и других промышленных изделий (инновационный путь), предусматривает увеличение грузооборота в 1,58 раза и пассажирооборота - в 1,33 раза.

Если говорить об определенных этапах развития железнодорожного транспорта, то Стратегия делит весь период до 2030 года условно на две части. Работы, проведенные в 2008-2015 гг., будут составлять первый этап, суть которого - модернизация железнодорожной сети. Второй этап, с 2016-го по 2030-й год, представляет собой период динамичного расширения железнодорожной системы России. При этом целый ряд наиболее крупных строек будет проходить частично и на первом, и на втором этапах.

Всего по минимальному варианту Стратегии к 2030 году планируется построить 16 тыс. км новых железнодорожных линий. Сам факт прокладки такого количества путей весьма знаменателен, ведь в минувшие полтора-два десятка лет сколько-нибудь масштабного железнодорожного строительства не велось, а, наоборот, сеть сократилась на 2,5 тыс. км.

Особо следует отметить такой масштабный и в то же время уже вполне реальный, находящийся в стадии разработки, мегапроект, как “Урал Промышленный - Урал Полярный”. Он предполагает строительство линий Полуночное - Обская - Салехард и Салехард - Надым (всего более 1250 км). При этом новая линия пойдет также от Коротчаево через Русское к Игарке (604 км), образовав таким образом северный широтный ход.

Кроме того, на Север по Ямалу пройдет уже строящаяся линия Обская - Бованенково и далее на берег Карского моря в порт Харасавей. Также из строек Уральского округа следует выделить участок Ханты-Мансийск - Салым (200 км).

Другой большой проект, связывающий прямым сообщением районы Сибири и Севера, - это “Белкомур” (Белое море - Республика Коми - Урал) со строительством линий Пермь - Сыктывкар (579 км) и Вендинга - Карпогоры (215 км) с выходом на Архангельск, а также Сосногорск - Индига (612 км).

На Востоке предусматривается реализация такого грандиозного проекта, как создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали направлением Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск протяженностью 1892 км.

Не менее впечатляющими выглядят и проекты строительства в Восточной Сибири железных дорог направлением Лена - Ленск (1100 км), Хани - Олекминск (450 км). В Тыве будет построена линия Кызыл - Курагино (460 км), которая свяжет этот регион с Большой землей.

Большие перемены ожидают и Якутию с достройкой уже на первом этапе Стратегии линии Томмот - Кердем - Якутск (450 км). На Дальнем Востоке крупнейшими стройками будут также Селихин - Сергеевка (1085 км), Селихин - Ныш (582 км), Сукпай - Самарга (290 км), Шимановская - Гарь - Февральск (289 км) и др.

В Южном федеральном округе будут построены линии Прохоровка - Батайск (748 км), Волгоград - Элиста (260 км), Коммунистический - Кочевая (131 км) и др. Максимальный же вариант Стратегии дополнительно предлагает планы по строительству таких новых крупнейших линий, как Якутск - Мома - Магадан (1866 км), Игарка - Норильск (285 км) и Могзон - Новый Уоян (700 км). Всего по максимальному варианту планируется построить 20,7 тыс. км новых дорог.

Стратегия означает начало новой эпохи по дальнейшему освоению российских земель и приходу сюда вместе с железной дорогой, без преувеличения, и новой жизни.

Также Стратегия предусматривает усиление и модернизацию многих существующих линий, в том числе строительство вторых и третьих путей, электрификацию участков, оснащение их автоблокировкой. Весьма большое значение придается строительству обходов крупных железнодорожных узлов, например Московского, Омского, Пермского, Калининградского, Краснодарского, Саратовского, Читинского и др.

Объемные работы предстоит выполнить по реконструкции инженерных сооружений, превысивших нормативный срок эксплуатации: мостов, тоннелей и др. В частности, необходимо реконструировать тоннели под Амуром у г. Хабаровска, Кипарисовский, Облучьинский, Владивостокский и Лагар-Аульский тоннели на Транссибе, Большой и Малый Новороссийский тоннели и др. Все эти меры в комплексе дадут возможность увеличить пропускную способность данных линий и узлов с обеспечением большей безопасности движения.

Строительство новых и реконструкция действующих железнодорожных линий распределены по этапам, исходя из приоритетности их введения в эксплуатацию. Приоритет будет отдаваться технологическим линиям, обеспечивающим растущие потребности экономики в перевозках и не допускающим инфраструктурных ограничений экономического развития России.



Время инноваций



Достижение нового уровня эффективной работы железнодорожного транспорта невозможно без внедрения передовых современных технологий и материалов, то есть инноваций. Стратегия предусматривает разработку и применение целого ряда технологических новшеств. Будут построены автоматизированные центры управления движением поездов с использованием спутниковых технологий. На целом ряде полигонов уже в ближайшие годы начнется внедрение автоматического управления локомотивами. Безбумажный документооборот полностью вытеснит старые технологии.

В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Это, прежде всего, мощные, экономичные пассажирские и грузовые локомотивы, несколько серий которых уже разработаны на российских машиностроительных заводах и в течение ближайших 5 лет займут доминирующее положение на Российских железных дорогах. Пассажирский подвижной пополнится двухэтажными вагонами, новыми межрегиональными электропоездами со скоростью 160 км/час и высокоскоростными поездами со скоростью до 350 км/час.

Грузовые вагоны разовьют скорость 140 км/час, они будут оборудованы кузовами из алюминиевых сплавов и оснащены раздвижными колесными парами для международных перевозок.

Стратегия предполагает, что новые современные типы подвижного состава будут создаваться на основе кооперации российских и зарубежных машиностроителей с производством техники, как правило, на территории России и использованием передовых технологий ведущих мировых компаний.

При этом заказ российских транспортных компаний на технику, который предусматривает Стратегия до 2030 года, создает хорошую основу для наращивания мощностей машиностроительных предприятий России. Документ определяет потребность железнодорожного транспорта в обновлении подвижного состава в 2008-2030 гг. при оптимальном варианте развития в следующих объемах: локомотивы - 23,4 тыс. ед., грузовые вагоны - 996 тыс. ед., пассажирские вагоны - 23 тыс. ед., мотор-вагонный подвижной состав - 24,5 тыс. ед.

Важной инновационной составляющей Стратегии являются планы по созданию на российских железных дорогах эффективной логистической системы, то есть, прежде всего, сети грузоперерабатывающих терминалов, предоставляющих широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг. Также предусматривается внедрение современных логистических технологий управления грузопотоками и главное - предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов “от двери до двери” по принципу “одного окна” и др.

Первоочередным проектом в этой области является строительство терминально-логистических центров в наиболее крупных транспортных узлах страны с созданием опорной сети из 35-40 центров, в частности в Москве (Кунцево, Курская), Московской области (Белый Раст), Ленинградской области (Шушары), а также в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и др.



В борьбе за скорость



Отдельно следует отметить планы по развитию скоростного (160-200 км/час) и высокоскоростного (200-350 км/час) железнодорожного движения.

Выполнение планов Стратегии позволит России стать членом клуба стран с высокоскоростными железными дорогами. Всего предусматриваются 3 комплекса системных программных мероприятий, направленных на повышение скоростей движения.

Во-первых, это повышение маршрутных скоростей дальних пассажирских поездов. Такая мера будет возможна за счет увеличения пропускных мощностей магистральных линий и железнодорожных узлов, использования подвижного состава нового поколения и др.

Во-вторых - организация скоростного железнодорожного движения поездами со скоростью 160-200 км/час после специальной реконструкции действующих линий между крупными региональными центрами. Одним из приоритетных здесь является направление Центр - Юг (в частности Москва - Адлер), а общая протяженность скоростного полигона составит около 11 тыс. км.

В-третьих - собственно строительство специализированных высокоскоростных магистралей, на которых обеспечивается движение со скоростями до 350 км в час. Самым приоритетным проектом, причем по минимальному варианту и уже на первом этапе до 2015 года, здесь по-прежнему остается создание ВСМ Москва - Санкт-Петербург (659 км).

Кроме того, в максимальном варианте значатся также проекты строительства высокоскоростных линий Москва - Нижний Новгород и Москва - Смоленск - Красное.

Необходимые инвестиции в строительство высокоскоростных магистралей оцениваются по максимальному варианту на уровне 1261 млрд руб., по минимальному - 565 млрд руб.



Транспорт на экспорт



Российские железные дороги являются органичной частью мировой транспортной системы, а, следовательно, важнейшими стратегическими задачами здесь выступают развитие международной деятельности ОАО “РЖД” и повышение его конкурентоспособности.

На период до 2030 года предусматриваются такие направления, как развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, транспортное обеспечение внешнеэкономических связей страны, создание логистических центров за рубежом с продлением железнодорожных линий колеи шириной 1520 мм на территорию государств Европы и Корейский полуостров, углубление сотрудничества с крупнейшими международными транспортными компаниями, включая осуществление совместных проектов по инфраструктуре, подвижному составу, логистике, совершенствованию правовой базы, участию в капиталах и др. Особо следует отметить перспективу развития партнерства со странами, имеющими ширину колеи, как в России, - 1520 мм, то есть бывшими советскими союзными республиками.

Одним из наиболее приоритетных направлений международной деятельности ОАО “РЖД” будет дальнейшая работа по привлечению транзитных грузов, или, иными словами, по развитию экспорта транспортных услуг. При этом Транссибирская магистраль рассматривается как ключевое звено системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией, имеющее большие потенциальные возможности. Не менее важным представляется развитие международного транспортного коридора Север - Юг.

Также будет поддерживаться работа над проектом создания Северного транспортного коридора Восток - Запад, которая сегодня ведется Международным союзом железных дорог. Этот транспортный коридор должен обеспечить грузовое транспортное сообщение в направлении Северо-Восток США и Канады (Бостон, Галифакс) - Норвегия (Нарвик) - Швеция - Финляндия - Россия - Казахстан - Китай с ответвлением по Транссибу до российских портов Приморья.

Стратегия указывает, что для Российской Федерации реализовывать этот проект предпочтительнее через порты Мурманск и Усть-Луга.



Цена вопроса



Объем инвестиций на развитие железнодорожного транспорта на 2008-2030 гг. по минимальному варианту составляет 11,4 трлн руб., в том числе на 2008-2015 гг. - 5,1 трлн руб. (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования, или промышленного, - 954,7 млрд руб.) и на 2016-2030 гг. - 6,3 трлн руб.

Максимальный вариант предусматривает общую сумму инвестиций в размере 13,8 трлн руб., в том числе на 2008-2015 гг. - 5,2 трлн руб. (из них на развитие железнодорожного транспорта необщего пользования - 1054,1 млрд руб.) и на 2016-2030 гг. - 8,6 трлн руб.

Очень характерным является то, что средства пойдут из разных источников: ОАО “Российские железные дороги”, федерального и региональных бюджетов, заинтересованных частных промышленных и инвестиционных компаний.



Прогнозы и ожидания



Каких же конкретных результатов следует ожидать от реализации планов Стратегии? Будет укреплена инфраструктурная основа для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции, созданы условия для ускорения роста российской экономики. Железнодорожный транспорт будет обслуживать 80 из 83 субъектов РФ. Плотность сети к 2030 году будет увеличена на 24% при полной ликвидации

ограничения пропускной и провозной способности.

Будут обеспечены потребности экономики страны в перевозках с одновременным доведением их качества до мирового уровня. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 2,8 раза.

В результате реализации Стратегии будут существенно улучшены возможности граждан в передвижении. При увеличении пассажирооборота на 33% возрастут и качественные показатели пассажирских перевозок. Средняя скорость поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км в час.

Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения, полигон которого будет увеличен в 17 раз (с 650 до 10 917 км). Будут созданы высокоскоростные железные дороги (до 350 км в час).

Предусматривается повышение экологичности и экономичности железнодорожного транспорта, а также обеспечение безаварийного движения. Объемы вредных выбросов будут снижены более чем в 3 раза.

На основе повышения эффективности работы модернизированных железных дорог при динамичном росте объемов перевозок доля затрат на железнодорожные перевозки в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны сократится в 1,8 раза, что позволит высвободить к 2030 году финансовые ресурсы в размере до 2 трлн руб. За период реализации Стратегии с учетом сроков окупаемости проектов мультипликативный эффект для всей экономики РФ составит около 40 трлн руб.

Таким образом, в результате реализации Стратегии будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта в 4,5 раза и промышленного производства в 3,3 раза, а также для оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru