Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Наша железная дорога - ЭиВ N 48 (732)
ТРАНСПОРТ
Наша железная дорога
No. 48 (732) 22.12.2008
Владимир ЯКУНИН,Президент ОАО “Российские железные дороги”
Дорогие друзья!

Совсем недавно Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Впервые в новой России была принята столь масштабная долгосрочная отраслевая программа, при этом так или иначе касающаяся практически всех граждан страны. Сегодня мы хотели бы представить вам основные идеи, положения и параметры этого документа.

Но прежде мне представляется необходимым пояснить, зачем он был нужен вообще и так ли действительно важен и необходим? Ведь у многих людей старшего и среднего поколения еще на памяти очень серьезные и масштабные программы, “планов громадье”, которые с большой помпой принимались, но потом тихо и бесславно уходили, как вода в песок. Более того, рыночная экономика является в значительной степени антиподом плановой, и в этой связи встает вопрос вообще о правомерности принятия сегодня столь долгосрочных планов развития.

Все мы понимаем, что железные дороги играют в жизни нашей страны громадную, можно сказать “стержневую”, роль. Железнодорожный транспорт надежно связывает воедино практически все субъекты Федерации, обеспечивая 40% пассажирских, 80% грузовых и 98% военных и специальных перевозок в стране. Без мощной железнодорожной системы в России были бы невозможны разработка месторождений природных ресурсов, транспортировка к рынкам сбыта продукции промышленных предприятий. Более 1,3 млрд пассажирских поездок в год делают россияне железнодорожным транспортом .

Но что представляет собой железнодорожный транспорт как отрасль экономики? С одной стороны - это производство, бизнес, аналогичный другим и требующий к себе подходов, типичных для рыночных отношений. Если забыть об этом, железная дорога станет инвестиционно непривлекательной, перестанет развиваться и модернизироваться. Отсюда - низкое качество услуг, отсутствие клиентоориентированности и в конечном итоге - неспособность удовлетворять спрос в перевозках.

С другой стороны, железные дороги в России всегда играли и будут в обозримом будущем играть значительно большую, нежели только коммерческая, роль. Они оказывают самое существенное влияние на макропараметры развития экономики, более того, являются фактором социально-политического характера, инструментом реализации национальных интересов государства. Стабильная работа железнодорожного транспорта выступает условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения национальной целостности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.

Как совместить эти две ипостаси железнодорожного транспорта в едином векторе развития? Как сблизить цели государства и бизнеса в области реализации национальных интересов? На помощь приходят геоэкономические стратегии, то есть масштабные, согласованные и долговременные комплексы действий в различных областях жизни. Именно здесь корпоративные устремления четко увязываются с осуществлением миссии страны на мировой арене и позволяют государству проводить сбалансированную экономическую политику в интересах всех его граждан.

Ярким примером такого подхода, интегрирующего государственную, коммерческую и социальную составляющие в деятельности железных дорог и позволяющего им развиваться и как бизнесу, и как общественно-политическому инструменту, является Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.

Учитывая сложность и проблематичность долговременных прогнозов в условиях рыночной экономики, Стратегия, тем не менее, предусматривает более чем 20-летний срок своего действия. Это сделано, прежде всего, в силу специфики развития железнодорожного транспорта как инфраструктурной отрасли, а именно - большой продолжительности периода согласований, землеотводов, проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на проектную мощность и начала окупаемости объектов, масштабности работ по коренной модернизации железнодорожного машиностроения и т. д.

При этом я хотел бы подчеркнуть, что Стратегия является проявлением планирования в условиях функционирования именно рынка и представляет собой не просто директивный план старого типа, а, скажем так, иерархию инвестиционных и институциональных проектов с возможностью гибкого реагирования на общую деловую конъюнктуру.

В своем анализе существующей ситуации Стратегия исходит из того, что Российские железные дороги сегодня в целом удовлетворяют потребности страны в пассажирских и грузовых перевозках, выполняют утвержденные правительством производственные планы. Однако, как указывает документ, они “не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем”.

Сегодня протяженность “узких мест” по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30% протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

Стратегия указывает на следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны: необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта; преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники; необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры; потребность снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок и др.

Решить эти проблемы, то есть привести качественные и количественные характеристики Российских железных дорог к требованиям экономики страны, сделать их модернизированным, инновационным, гибко реагирующим на спрос экономическим организмом, и призвана настоящая Стратегия.

Также хотелось бы акцентировать внимание на то, что Стратегия нацелена на реализацию принципов государственно-частного партнерства. Как свидетельствует мировой опыт, реализация столь масштабных проектов становится возможной и эффективной только при взаимодействии государства и частного бизнеса.

В Стратегии предложен механизм, четко увязывающий основные направления развития железнодорожного транспорта с участниками инвестиционного процесса. Причем, как подчеркнул на Железнодорожном съезде в конце 2007 года Президент РФ В. В. Путин, “бюджетные средства должны здесь выступать не главным источником, а как стимул для притока частных инвестиций”.

В этой связи интересны те новые подходы, которые заложены в механизмы обеспечения Стратегии. Мы впервые выделили 6 категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий с учетом того, кто прежде всего получит наибольшую пользу от их эксплуатации (государство, бизнес, ОАО “РЖД”, регион и т. д.). Это стратегические, социально значимые, грузообразующие, технологические, высокоскоростные и модернизируемые действующие линии. В зависимости от этих категорий формируются и инвестиционные механизмы строительства объектов.

Что же в итоге конкретно запланировано сделать? Всего за период до 2030 года по максимальному варианту планируется построить более 20 тыс. км новых железнодорожных линий. Для сравнения: в советский период, то есть более чем за 70 лет, на территории России было построено около 30 тыс. км новых железных дорог, включая БАМ. При этом наибольшие объемы железнодорожного строительства будут производиться в восточных и северных регионах страны, то есть там, где ощущается их наибольший недостаток.

Кроме того, предусматриваются большое строительство вторых и третьих путей, электрификация участков, оснащение линий новейшими системами диспетчерского управления. Предполагается построить и реконструировать целый ряд мостов, тоннелей и других искусственных сооружений.

В срок до 2015 года предусматривается полностью заменить локомотивы и вагоны, отслужившие свой срок. При этом на линию выйдет подвижной состав нового поколения, более энергоэффективные и экологически чистые локомотивы, более экономичные в эксплуатации грузовые и более комфортные пассажирские вагоны.

Самое пристальное внимание намечено уделить развитию скоростного и высокоскоростного сообщения между крупнейшими городами России. Так, будут обеспечены условия для повышения мобильности населения, развития новых экономических и культурных связей.

В целом же в результате реализации Стратегии будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики России и повышения качества жизни населения, комплексного освоения развивающихся районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов. Таким образом, Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года - это жизненно необходимые сегодня стране планы: научно-обоснованные, реальные и открывающие новые возможности как для железнодорожного транспорта, так и экономики в целом.

Акционерное общество “Российские железные дороги” уже приступило к их воплощению.





Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru