Власти субъектов Федерации чуть ближе к реальным делам, чем кремлевские и думские небожители, поэтому они занялись реформированием ранее составленных проектов бюджетов на 2009 год уже в текущем году.
Не обошлось без серьезных накладок. Так, законодатели Ленинградской области приняли бюджет в середине ноября в окончательной редакции, но всего лишь спустя неделю вернулись к нему заново и опять отредактировали. Кому-то свыше, а вслед за ним и губернатору области Валерию Сердюкову показалось неприличным утверждать слишком большой (5,8 млрд руб.) дефицит бюджета. Немного поразмыслив, депутаты сократили расходы на 4 млрд руб.
Именно таким путем, сокращая расходную часть бюджета, пошли и в других законодательных органах субъектов РФ на Северо-Западе. Мало кто пока посягнул на доходную часть, хотя уже сейчас ясно, что ее вскоре придется подвергать коррекции. Большинство предприятий войдут в 2009 год уже в “кризисной” форме, когда бюджетам будет трудно рассчитывать получить с них налоги на прибыль. Понятно, что упадут и сборы налогов на доходы физических лиц.
В наилучшем положении здесь оказались те, кто не спешил рапортовать о принятии бюджета. Так, например, поступили новгородцы, где бюджет области приняли 17 декабря, учтя уже итоги работы предприятий в ноябре. В целом по России объем производства упал в ноябре к октябрю более чем на 10%, и новгородцы не оказались на этом фоне исключением. Зато они смогли предусмотрительно сократить и доходную часть бюджета на будущий год. В итоге, с учетом федеральных трансфертов, доходы области составят около 23 млрд руб. Расходы областного бюджета также сокращены на 2 млрд руб. - до 25 млрд.
В большинстве же областей и республик СЗФО процесс подгонки бюджета-2009 под реальность решили отложить на будущий год. При этом прогнозы специалистов на ближайшее будущее становятся все мрачнее. Например, выступая 15 декабря в Архангельске, партнер фирмы “Strategy Part-ners” Александр Идрисов предупредил депутатов областного собрания, что, по его расчетам, бюджет Архангельской области в будущем году может потерять около 17 млрд руб. доходов (больше трети своей доходной части). И случится это из-за того, что экономика области не диверсифицирована.
Бюджетная вертикаль повторяет властную. И если сегодня федеральный центр еще раздает остатки накопленного прежде благополучия субъектам РФ, то те, в свою очередь, предупреждают муниципальные образования, что бюджетная помощь им будет если не остановлена, то существенно сокращена. В России налоги собираются снизу, а распределяются сверху. Абсурдность такой системы станет в условиях кризиса особенно очевидной.
|