На фоне общего снижения продаж новых автомобилей в мире у России в 2008 году остаются шансы стать лидером продаж в Европе. Динамика развития рынка Северо-Запада также вселяет оптимизм.
Авторынок Северо-Запада за последние несколько лет увеличивался примерно теми же темпами, как и общероссийский. Однако в ряде остальных субъектов СЗФО в последние два года темпы роста продаж опережали город на Неве, поэтому если раньше в них продавали в 5 раз меньше машин, то теперь разрыв сократился почти до четырехкратного.
Причем если в Петербурге три четверти реализованных через автоцентры машин - иномарки, то в субъектах РФ на Северо-Западе доля отечественных автомобилей колебалась в пределах 30-43%. Эта доля зависела от активности дилеров иномарок, ряд из которых предприняли в последние годы экспансию в субъекты СЗФО.
Тем не менее базовым центром продаж они по-прежнему считают город на Неве. В целом же на Петербург в I полугодии 2008-го приходилось, по данным ИА “Автостат”, 10,7% от всех продаж иномарок в крупнейших городах. Эта доля имела тенденцию сокращаться. Для сравнения: в 2006 году на Петербург приходилось 11% продаж иномарок.
Исключение составила II половина 2008 года: предложение по многим иномаркам в автоцентрах снизилось. А спрос в октябре - ноябре сократился в целом примерно на 5%. Впрочем, на фоне снижения объемов продаж новых иномарок на Северо-Западе увеличилась доля продаж отечественных марок. В частности, продажи АвтоВАЗа увеличились в конце осени на 20%.
Кризис внес поправку в другую тенденцию: если раньше средняя цена покупки новой машины неуклонно увеличивалась, то в Петербурге она, например, приблизилась к 450 тыс. руб., в остальных субъектах СЗФО - к 380 тыс. руб. Теперь же средняя цена снова отодвинулась к нижней границе среднего класса.
Во многих автоцентрах заметили, что осенью одним из решающих факторов выбора машины стала ее цена. Раньше продавцам было несложно уговорить клиента приобрести более комфортабельный автомобиль. Сейчас это сделать намного труднее.
Правда, необходимость подтянуть пояса не заставила петербуржцев снова полюбить российские “лады”. Доля их продаж в городе на Неве продолжает сокращаться, но чуть медленнее, чем прежде. В 2007 году в Петербурге было зарегистрировано на 26% меньше автомобилей российских марок, чем в предыдущем.
По прогнозам, лишь 15 тыс. петербуржцев в 2008 году обзаведутся новыми российскими автомобилями. Тем не менее даже в городе на Неве машины Волжского автозавода лидируют в категории “В” по количеству регистраций в ГИБДД. Их доля составляет 35,7% от всего парка автомобилей (чуть менее 400 тыс. штук).
Среди самых популярных иномарок - Volkswagen (5,8% от всего парка) и Ford (5,7%). В дальнейшем на эти позиции могут претендовать автомобили Toyota и Opel. В СЗФО среди иномарок лидируют Chevrolet и Ford.
В целом 2008 год автодилеры оценивают оптимистично. Пока ни одна сетевая компания по его итогам не сошла с дистанции. И все же серьезные проблемы испытывают небольшие автосалоны, которые не могут предоставить условия продаж, сопоставимые с дилерскими сетями.
Мнения специалистов
Павел Копатько, гендиректор автоцентра “Атлант-М Лахта”:
- Говорить о том, что продажи всех марок машин на Северо-Западе падают, нельзя. Например, продажи Chevrolet выросли в 2008 году на 40%. Просто покупатели еще не сориентировались. Им трудно понять, во сколько обойдется покупка машины с учетом всех расходов. Автокредиты подорожали. Однако доля кредитных машин в ноябре 2008 года сократилась незначительно: с 50% до 45% от общего количества продаж. Люди начинают понимать: производители и дилеры стараются создать условия, позволяющие удешевить итоговую сумму. По сути - приблизить стоимость кредитной покупки к докризисному уровню.
Алексей Главатский, замдиректора по розничному бизнесу Северо-Западного филиала ОАО “АКБ “Росбанк”:
- Снижение доли покупок машин в кредит связано с тем, что сократилось количество банков, которые предоставляют такие услуги на приемлемых для клиента условиях. Но в декабре психологический шок уже, можно сказать, прошел. Поэтому доля кредитных машин в общей массе покупок возвращается на летние рубежи.
|