Традиционные дорожные знаки все чаще дополняют информацией, не имеющей прямого отношения к управлению автомобильным движением.
Водители шеи сворачивают, пытаясь разглядеть, что изображено на щитах дорожных знаков, установленных вдоль улиц. Глядя на них, трудно понять, что это за гибрид: с одной стороны - дорожный указатель, с другой - рекламный щит. Один устанавливается для организации транспортных потоков на дороге. Другой - для продвижения товаров и услуг на рынке. Разве это можно совмещать?
В Минтрансе РФ пояснили: дорожные знаки должны содержать минимальный набор необходимой информации для водителя, потому что он обязан на них хотя бы мельком обратить внимание. Если знаков слишком много, то создаются условия для ухудшения обстановки на автотрассе. Увеличивается риск аварийных ситуаций. Аналогично считают и в Европе. Для всей другой информации, которая может понадобиться водителю, существуют дорожные карты.
Особая «ориентация» водителей
В 2006 году смешались все указатели вдоль проезжей части Петербурга. С этого времени в ГИБДД разрешили устанавливать знаки индивидуального проектирования. Как пояснили в ГУП “Городской центр размещения рекламы” (ГЦРР), в Петербурге их стали называть плакатами маршрутного ориентирования.
Раньше все владельцы рекламных щитов были обязаны заключать договоры с ГЦРР. Город от этого получал доход. Однако плакаты маршрутного ориентирования ГЦРР формально не подконтрольны. Появилась программа по их размещению, которую в Петербурге сокращенно называют по имени одной компании, получившей заказы на такие знаки, - программа “Нева-спорт”.
Если в ГЦРР обязаны проводить конкурсы среди изготовителей уличных рекламных щитов, то в ГИБДД вольны передавать заказы кому угодно. Выбрали в Петербурге партнером компанию “Нева-Спорт”, вот с ней и заключают договоры. Для получения разрешения достаточно обзавестись техзаданием, согласованным с ГИБДД.
Получается, с одной стороны, рыночные процедуры. А с другой - монополия одной фирмы. Неужели это не беспокоит антимонопольные службы? Оказывается, нет. Потому что тут, как пояснили в территориальном управлении Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти, с точки зрения размещения способа рекламы, не видят нарушений.
Таким вот странным образом в городе появился новый рынок рекламоносителей, который опирается на постановление правительства Петербурга N 158 от 17.02.06, а по сути - отдан на откуп компании “Нева-Спорт”.
Странная логика
Постановление N 158 после его появления сразу же вызвало вопросы. Самый главный из них - не противоречит ли оно принятому в Петербурге закону “О рекламе”, вступившему в действие с 1 июля 2006 года. Однако в свое время представители властей ответили на него журналистам так: первое регламентирует порядок установки “нерекламных” знаков, а второе - рекламных. Однако горожане сами могут убедиться, как один вид продукции с помощью творчества предпринимателей превращается в другой.
Причем площади рекламных щитов в Петербурге планомерно сокращают. Особенно в центре города - как уродующие его вид. Например, по плану правительства Петербурга в 2009 году запланировано демонтировать половину из 280 рекламных растяжек, принадлежащих нескольким компаниям, в том числе - “Постер”.
Пикантная деталь: “Постеру” принадлежит ООО “РПП “Нева-Спорт”. Отсюда следует: одним рекламным бойцам в Петербурге, по сути, указали на выход из рынка. При этом кое-кто, уходя, остается. Но под другой “крышей”. Получается, с одной стороны, - нельзя. А с другой - если очень хочется, то можно. Сняли один рекламный щит - поставили другой. И при этом даже не надо платить городу за размещение рекламы.
Выходит, журналистов в 2006-м власти, мягко говоря, дезинформировали. Противоречие между законом о рекламе и постановлением, регламентирующим установку информационных дорожных знаков маршрутного ориентирования, все-таки существует.
Запутанные правила игры
На все эти странности никто в Петербурге почему-то не обращает внимания. Адресный план установки опор новых дорожных знаков Управлению ГИБДД в Петербурге в 2006-м предписывалось согласовывать с ГЦРР и Комитетом по градостроительству и архитектуре. Однако на практике ни руководство ГЦРР, ни городские чиновники не могут запретить вывешивание в чистом виде рекламы, если щиты смонтированы на одной опоре с тем или иным указательным дорожным знаком. А если кому что-то не нравится - спрашивайте у ГИБДД.
Вот и хотелось бы поинтересоваться: не беспокоит ли регулировщиков дорожного движения тот факт, что знаки нового рекламного образца будут способствовать увеличению аварийности на проезжей части?
Мы уж не говорим о сотнях квадратных метров рекламной площади, доходы от которых теряет петербургская казна.
|