То, что журналистика сама по себе предполагает открытость СМИ общественности, не мешает некоторым изданиям существовать в виде “двуликих Янусов”. Один из характерных примеров - рынок СМИ муниципальных образований.
В 1998 году в Петербурге были созданы 111 муниципальных образований. В это же время появились их печатные органы - около 70 муниципальных и 20 районных газет, общий ежемесячный тираж которых оценивался в отдельные годы до 1,5 млн экземпляров. В начале 2000-х руководители муниципальных образований на отчетных собраниях в своих районах часто подчеркивали, что их газеты - ближе всего к простым людям. Однако в кулуарах такие СМИ рассматривали, прежде всего, как агитационный ресурс, который приходилось содержать для обслуживания предвыборных кампаний.
По данным исследований Фонда развития информационной политики (ФРИП), из сонма муниципальных газет по всей РФ не более 10-15% представляли “съедобный” для читателей продукт.
В ряде субъектов РФ бюджетные расходы на районные и муниципальные СМИ превышали, например, бюджетные расходы властей на охрану окружающей среды. При этом каждая из таких газет являлась коммерческим предприятием, и практика их субсидирования из бюджета противоречила антимонопольному законодательству.
Это противоречие, в конце концов, было устранено. Изменилось федеральное законодательство. И в 2008-2009 гг. муниципалитеты обязаны избавиться от всех непрофильных активов. В их числе и СМИ, если муниципальные образования являлись учредителями либо соучредителями периодических изданий. Вместо прямого финансирования СМИ властям теперь предписано проводить конкурсы по выполнению муниципального заказа на размещение информационных материалов.
В Петербурге уже проходят такие конкурсы. Но при этом мнения самих граждан, которые живут в этих муниципалитетах, не спрашивают. Процедура конкурсов тоже скрыта в тумане. В итоге нередко люди вынуждены доставать из своих почтовых ящиков газеты, в которых совершенно нечего читать. Выигравшие конкурсные процедуры издания не берут порой, даже при навязчивой раздаче, у вестибюлей метро. И часть тиража заканчивает свою жизнь на помойке.
Можно привести и другой пример. В Петербурге немало отраслевых СМИ, которые позиционируют себя как информационно-аналитические, но на самом деле являются рекламными. Причем группы компаний, издающих их, по сути, в складчину, чтобы удешевить публикацию собственной рекламы, активно привлекают сторонних рекламодателей. Многие из них плохо представляют, кому платят деньги.
В частности, в городе на Неве можно отыскать два журнала. В названии одного из них обыгрывается слово “дороги”, во втором - прилагательное от него. Журналы внешне отличаются друг от друга. Но есть и общие черты: их петербургские менеджеры объясняют своим рекламодателям, что они распространяют свое издание в Минтрансе РФ и Росавтодоре, хотя на самом деле к этим ведомствам никакого отношения не имеют. Издателям хорошо известно, что под эгидой Минтранса РФ и Росавтодора в Москве выходит журнал “Автомобильные дороги”. Но об этом не всегда осведомлены рекламодатели. Есть и другие вещи, которые вводят их в заблуждение. В частности, не настоящий, а установочный тираж...
Все это еще раз подтверждает справедливость сравнения с “партизанами” значительной части муниципальных и региональных СМИ. Такое сравнение прозвучало на семинаре “Отраслевая статистика и медиаизмерения в печатных СМИ России”. Такие издания укореняются в узкой нише, где рекламный рынок в значительной мере конвертируется в целевой заказ - бюджетный или корпоративный. По сути же конкурентный доступ к этим ресурсам для других изданий превращается в иллюзию.
|