Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

«Партизаны» на просторах России - ЭиВ N 47 (731)
ТЕМА НОМЕРА
ТЕРМОМЕТР ДЛЯ МЕДИАРЫНКА
«Партизаны» на просторах России
No. 47 (731) 15.12.2008
Борис УШАКОВ
Непрозрачный медиарынок порождает недобросовестную конкуренцию
То, что журналистика сама по себе предполагает открытость СМИ общественности, не мешает некоторым изданиям существовать в виде “двуликих Янусов”. Один из характерных примеров - рынок СМИ муниципальных образований.

В 1998 году в Петербурге были созданы 111 муниципальных образований. В это же время появились их печатные органы - около 70 муниципальных и 20 районных газет, общий ежемесячный тираж которых оценивался в отдельные годы до 1,5 млн экземпляров. В начале 2000-х руководители муниципальных образований на отчетных собраниях в своих районах часто подчеркивали, что их газеты - ближе всего к простым людям. Однако в кулуарах такие СМИ рассматривали, прежде всего, как агитационный ресурс, который приходилось содержать для обслуживания предвыборных кампаний.

По данным исследований Фонда развития информационной политики (ФРИП), из сонма муниципальных газет по всей РФ не более 10-15% представляли “съедобный” для читателей продукт.

В ряде субъектов РФ бюджетные расходы на районные и муниципальные СМИ превышали, например, бюджетные расходы властей на охрану окружающей среды. При этом каждая из таких газет являлась коммерческим предприятием, и практика их субсидирования из бюджета противоречила антимонопольному законодательству.

Это противоречие, в конце концов, было устранено. Изменилось федеральное законодательство. И в 2008-2009 гг. муниципалитеты обязаны избавиться от всех непрофильных активов. В их числе и СМИ, если муниципальные образования являлись учредителями либо соучредителями периодических изданий. Вместо прямого финансирования СМИ властям теперь предписано проводить конкурсы по выполнению муниципального заказа на размещение информационных материалов.

В Петербурге уже проходят такие конкурсы. Но при этом мнения самих граждан, которые живут в этих муниципалитетах, не спрашивают. Процедура конкурсов тоже скрыта в тумане. В итоге нередко люди вынуждены доставать из своих почтовых ящиков газеты, в которых совершенно нечего читать. Выигравшие конкурсные процедуры издания не берут порой, даже при навязчивой раздаче, у вестибюлей метро. И часть тиража заканчивает свою жизнь на помойке.

Можно привести и другой пример. В Петербурге немало отраслевых СМИ, которые позиционируют себя как информационно-аналитические, но на самом деле являются рекламными. Причем группы компаний, издающих их, по сути, в складчину, чтобы удешевить публикацию собственной рекламы, активно привлекают сторонних рекламодателей. Многие из них плохо представляют, кому платят деньги.

В частности, в городе на Неве можно отыскать два журнала. В названии одного из них обыгрывается слово “дороги”, во втором - прилагательное от него. Журналы внешне отличаются друг от друга. Но есть и общие черты: их петербургские менеджеры объясняют своим рекламодателям, что они распространяют свое издание в Минтрансе РФ и Росавтодоре, хотя на самом деле к этим ведомствам никакого отношения не имеют. Издателям хорошо известно, что под эгидой Минтранса РФ и Росавтодора в Москве выходит журнал “Автомобильные дороги”. Но об этом не всегда осведомлены рекламодатели. Есть и другие вещи, которые вводят их в заблуждение. В частности, не настоящий, а установочный тираж...

Все это еще раз подтверждает справедливость сравнения с “партизанами” значительной части муниципальных и региональных СМИ. Такое сравнение прозвучало на семинаре “Отраслевая статистика и медиаизмерения в печатных СМИ России”. Такие издания укореняются в узкой нише, где рекламный рынок в значительной мере конвертируется в целевой заказ - бюджетный или корпоративный. По сути же конкурентный доступ к этим ресурсам для других изданий превращается в иллюзию.



Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru